18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Тони Крэгг сам отобрал работы для своей ретроспективы в Эрмитаже

№41
Материал из газеты

Британская звезда покажет 55 скульптур из разных материалов и графику

Сейчас англичанин Энтони Дуглас Крэгг (р. 1949) — один из самых популярных в мире скульпторов. Его работы не только представлены в ведущих музеях, но и установлены на улицах и площадях в десятке городов — от Зальцбурга до Хьюстона. Немецкий Вупперталь, куда Крэгг давно перебрался на ПМЖ из Лондона, предоставил ему целый парк для художественных экспериментов в публичном пространстве.

Выставка Крэгга в Главном штабе Эрмитажа, академическая по замыслу, оказалась актуальной в России, переживающей эпидемию бронзовых истуканов и поточного производства объемных изображений мифических персонажей «с явным портретным сходством».

Летом 2012 года Эрмитаж уже делал первую легкую «прививку» Крэгга, выставив в Большом дворе Зимнего дворца его Люка, созданного в 2008 году. При внимательном рассматривании тени, отбрасываемой бронзовой абстракцией, можно было найти ракурс, выдававший силуэт конкретной модели. А еще раньше, беззаботным летом 2005 года, такелажная команда Крэгга выгрузила во дворе Центрального дома художника в Москве 50 скульптур общим весом под 20 т, и мастер открыл выставку Тяжесть и нежность. Подобных персональных показов живых классиков современного искусства там больше не было.

Впрочем, куратор нынешней эрмитажной выставки Дмитрий Озерков избегает очевидной злободневности. Его интересует работа скульптора на истонченной за ХХ век границе реалистичного и абстрактного, крэгговская бесконечная вариативность форм, его поиски баланса как физического, так и метафорического, бытийного. Не случайно многие произведения Крэгга напоминают скалы, тщательно обработанные тысячелетними трудами песка и ветра.

Кроме того, в Эрмитаже принято искать исторические рифмы, но в случае с Крэггом выбор не очень богатый. Зато временной диапазон огромен — от каменных неолитических изваяний до «подборов» русских авангардистов. К ним можно добавить и готику, что было успешно опробовано в прошлом году, когда скульптуры мастера водружали на крышу Миланского собора по случаю Экспо-2015.

Много лет назад Крэгг сформулировал манифест своего творчества: «Первоначальным интересом, подвигнувшим меня к созданию образов и объектов, было — и по-прежнему остается — создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования».

Специально для Эрмитажа скульптор сам подобрал 55 своих работ из разных материалов. Самая ранняя — настенный рельеф Культурный миф Африки (1984) — собрана из пластиковых деталей и совершенно не похожа на нынешнего Крэгга. Монастырь сконструирован из отслуживших свой век круглых предметов — электрических роторов и других металлических деталей машин и механизмов. Абсолютно всеядный в виде огромных «зубов» — из белого пластика, Сосредоточение — из углеродного кевлара. Стопка прозрачного стекла слеплена из громоздящихся друг на друга стеклянных сосудов и, кажется, рассыплется от дыхания. Еще 11 стеклянных скульптур выполнены в прошлом году в Студии Беренго (Италия). А 24 рисунка Крэгга в экспозиции показывают, как он ищет и находит на бумаге будущее хрупкое равновесие в твердом материале, на котором пока еще держится мир.

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+