18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музеи вне столиц. Чисто британское явление, которое никогда еще не было проанализировано

№41
Материал из газеты

В основе роста этих музеев скорее личный энтузиазм, нежели усилия администраций

Вот уже четверть века Джайлз Уотерфилд исследует процесс зарождения и цели провинциальных музеев Британии перед Первой мировой. Раньше тема эта никогда так пристально не анализировалась. Но в конце прошлого века интерес Уотер­филда материализовался в двух выставках: Дворцы искусства (1991) в Картинной галерее Далича в Южном Лондоне, посвященной архитектуре этих институций, а также Художественные сокровища Англии (1998) в Королевской академии художеств, обзорной выставке предметов из региональных коллекций. Теперь результаты многолетнего труда опубликованы в исчерпывающей и подробной книге, написанной с характерной для Уотерфилда элегантностью.

Между прочим, формирование общедоступных британских музеев шло совсем не так, как на континенте. Они возникали не на основе частных аристократических коллекций, не были они и частью раздробленного крупного государственного собрания. Более того, развитие их отмечалось полным отсутствием участия или даже хотя бы энтузиазма со стороны центральных и местных властей.

Инициатива шла снизу. Объединения любителей естественной истории и археологические общества в провинции и в главных городах графств устраивались по образцу литературных и философских кружков. Параллельно во временных павильонах устраивались региональные выставки, собиравшие толпы любопытствующих. Кульминацией их стала беспрецедентная по масштабам выставка Художественные богатства, прошедшая в 1857 году в Манчестере.

Временные выставки воспринимались как то, что способствует повышению престижа региона (в отличие от любых постоянных инициатив, которые зачастую казались баловством да излишеством), а затраты на их воплощение покрывались частными филантропами, желавшими обеспечить обездоленных земляков образовательными ресурсами.
Когда в конце XIX века эти новые музеи продлили время работы на вечерние часы для того, чтобы в них могли ходить рабочие, посещаемость их выросла в разы.

Начиная с 1860-х годов по всей Британии разрастается сеть музеев и галерей, максимально сконцентрированная на индустриальном Севере. Меценаты мечтали создавать храмы искусств, из-за чего к строительству музеев привлекались лучшие архитекторы. При этом, за исключением небольшого числа оригиналов, скульптуры здесь заменяли гипсовые слепки, а вместо картин и рисунков показывали фоторепродукции. С превращением истории искусств в академическую дисциплину появились музейные специалисты, и их отношения с органами власти достигли некоего баланса.

В основе роста музеев лежали скорее энтузиазм отдельных личностей и соперничество между городами, нежели усилия местной администрации. Так, если в Глазго и Бирмингеме дела в музейной сфере обстояли благополучно, то городские власти Лидса упорно придерживались обывательской точки зрения, ничего не предпринимая в этом направлении. Ведь какими бы передовыми ни были музеи, они не могли соперничать с концертными залами, кинотеатрами и спортивными состязаниями.

Ныне многие из учреждений, рассматриваемых в книге Уотерфилда, за исключением небольшого числа музеев, получающих средства от доходов Национальной лотереи, находятся под угрозой исчезновения. Из-за постоянно снижающихся бюджетных поступлений и неясного муниципального статуса они стали легкой мишенью при сокращении госрасходов.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+