Что может быть общего у «глазастого идола» из Месопотамии, насквозь пробитой брони, которая не уберегла офицера в Ваграмской битве в 1809 году, и изящно изрезанного холста Лучо Фонтаны? Ничего, разве что дырки.
Дырки так дырки. Но в случае выставки Карамболяж в Гран-Пале неправильных ответов быть не может, потому что куратор Жан-Юбер Мартен предоставляет зрителям, да и себе тоже, полную свободу: его кураторская концепция заключается в ее отсутствии. Никаких тем и хронологий. Смотрите, фантазируйте, восхищайтесь, негодуйте. Словом, получайте удовольствие от искусства.
«Карамболяж» — это французский бильярд без луз, где главное — ударить своим шаром в два других. Примерно по тем же правилам устроена и выставка. Произведения искусства у Мартена взаимодействуют по формальному принципу. Идут одно за другим, как кадры в нарративном фильме. Никакого родства культур, жанров или стилей. Более того, куратор старался отбирать работы, нетипичные для своего времени. Как, например, вынесенный на афишу выставки фламандский сатирический диптих XVI века неизвестного автора. Во Франции в нем сразу бы разглядели, скорее всего, раблезианские традиции, но у Фландрии хватает и своих скабрезностей, которые питали местную иконографию. От саркастической кисти художников не уходила ни одна человеческая слабость.
Экспрессивность — главный пропуск на выставку Юбера. Помимо этого смотрел куратор и на актуальность произведения искусства, чтобы оно перекликалось с днем сегодняшним. На выставке нет даже привычных табличек с названием и краткой аннотацией — они перенесены на отдельную стену, чтобы не отвлекать от «здесь и сейчас». Так, по соседству оказались Франсуа Буше и Альберто Джакометти, Рембрандт и Ман Рэй, Альбрехт Дюрер и современная французская художница Аннетт Мессаже и еще более 150 работ, начиная с железного века и заканчивая веком уже XXI.
Жан-Юбер Мартен, один из первооткрывателей московского авангардиста Ильи Кабакова для европейской арт-сцены, специалист по современному искусству и ценитель африканских художников, а кроме прочего, автор проекта Шанель. По законам искусства в ГМИИ им. А.С.Пушкина и куратор 2-й Московской биеннале, с этой выставкой идет ва-банк.
Мартен уверен, что прежняя выставочная модель, которая опиралась на историю искусства, устарела. Сегодняшний зритель, его вкусы формируются под влиянием кино, комиксов, медиа и Интернета, поэтому необходимо найти новый формат, новую выставочную структуру, которая апеллировала бы к эмоциям. Музейщики наверняка будут журить Мартена за потакание вкусам массового зрителя, но его идея наверняка придется по вкусу коллекционерам-любителям. Ведь Карамболяж — это, по сути, и есть богатое хаотичное собрание, про которое обычно говорят: «Покупаю все, что нравится».