18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Выше злобы дня

В очередном томе каталога-резоне Герхарда Рихтера можно увидеть важный сдвиг в творчестве художника

Свежий, четвертый том каталога-резоне Герхарда Рихтера стал третьим по счету из опубликованных (выход второго тома ожидается в 2017 году). Он охватывает 1988–1994 годы — период, когда, по мнению искусствоведов и коллекционеров, Рихтер вошел в высший эшелон ныне живущих художников. В это время он создавал в основном абстрактные полотна, хотя, помимо них, написал и небольшое число работ, основанных на фотографиях натюрмортов, пейзажей и фигур.

Из фигуративных композиций в книгу вошли два любимых самим Рихтером полотна: «Бетти» (1988) — портрет отвернувшейся от зрителя дочери художника в красно-белой кофте с цветочным рисунком — и «Читающая» (1994) — портрет Сабины Мориц, его третьей жены, склонившей голову за чтением газеты или журнала.

В натюрмортах этого периода творчества Рихтера — камерных, очаровательных работах — наиболее частым предметом изображения оказываются цветы. Сходным образом архитектурные и природные пейзажи Герхарда Рихтера привлекательнее всего тогда, когда они скромны и непритязательны. Нежная поэзия безвестных пастбищ где-то в Германии делает вошедшие в этот том ландшафты трогательными и прекрасными.

Кроме того, в четвертом томе каталога-резоне представлен ряд его самых драматичных «смазанных» полотен. На полных энергии холстах широкие малиновые потоки стремятся с одного края к другому, разлетаются брызгами и раздираются, наталкиваясь на грубый слой грунтовки.

Эти композиции — звезды аукционных залов, постоянно устанавливающие все новые ценовые рекорды. В отличие от других дорогостоящих опусов современного искусства, смазанные картины Рихтера — по-настоящему захватывающие и оригинальные работы, заслуживающие максимально широкого признания.

На менее масштабных абстракциях Рихтер экспериментирует с частичным соскребанием незасохшей краски, в результате чего в закрашенных областях образуются фактурные соскобленные сетки. И хотя не все эти картины удачны, лучшие из них служат важным свидетельством творческой гибкости Рихтера, его постоянно изменяющейся художественной вселенной.

Из работ этого периода предметом искусствоведческого анализа (а заодно и споров) чаще всего становится серия «18 октября 1977» (1988). Даже библиография к одной только этой серии занимает 11 страниц, при этом выставочной и библиографической информацией снабжена каждая картина.

Серия из 15 черно-белых картин представляет образы, связанные с арестом и гибелью в тюрьме в октябре 1977 года членов западногерманской леворадикальной террористической группы Баадера — Майнхоф (Фракция Красной Армии). Эти события раскололи немецкое общество, ухудшив и без того напряженные отношения между значительной частью молодежи, недовольной благодушным принятием деятелей, связанных с нацизмом, на государственные должности, и большинством населения ФРГ, шокированным жестокостью радикалов.

Работая над столь общественно ангажированной темой, Рихтер занял политически нейтральную позицию, избегая как симпатии, так и критики террористов и представителей властей. С точки зрения многих искусствоведов, серией «18 октября 1977» он укрепил свой статус современного исторического художника. Впрочем, эта роль требует от живописца явно выраженной моральной позиции в отношении изображаемого предмета — но именно этого в 15 черно-белых полотнах Рихтера и нет.

В конце концов Герхард Рихтер продал «18 октября 1977» Музею современного искусства в Нью-Йорке, где лишь немногие посетители знают или проявляют интерес к последствиям германских событий 1977 года. Таким образом, автор сделал символический выбор между престижем на международной художественной сцене и общественной и политической ангажированностью в Германии, предпочтя интернациональный контекст, что, возможно, оказалось не совсем дальновидным решением. Качество отдельных работ здесь не слишком ровное, а серия в целом страдает тематической и стилистической несвязностью. Не исключено, что будущие поколения отнесутся к этому циклу прохладнее, чем сегодняшние почитатели творчества художника.

В четвертый том также вошли «зеркала» Рихтера — стеклянные панели, монохромно окрашенные с оборотной стороны, они в очередной раз подкрепляют тезис о многогранности его личности. Кроме того, в книге представлено описание витража из цветных квадратов, предшественника работы Рихтера для Кельнского собора.

Герхард Рихтер снабжает свои скульптуры, живописные мультипли и витражи каталожными номерами. Этому же принципу следуют искусствовед Дитмар Элгер, под редакцией которого выходит многотомник, и составители каталога. Как и в остальных томах, текст приводится на немецком и английском языках, каталожные описания — только на английском.

В целом книга отличается непревзойденным качеством, что делает честь как ее издателю, так и герою — самому знаменитому из ныне живущих художников.

Gerhard Richter: Catalogue Raisonné. Volume 4. 1988–1994 / Dietmar Elger, ed. Hatje Cantz. 600 с. £225, $375, €248 (твердая обложка). На английском и немецком языке

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+