18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кругосветная фотобиеннале

№41
Материал из газеты

В Москве можно будет увидеть самые нетронутые уголки Земли

Главный российский фотофестиваль проводится Мультимедиа Арт Музеем раз в два года, чередуясь с «Модой и стилем в фотографии». Фотобиеннале всегда отличалась разнообразием и размахом, и 2016 год не стал исключением: более 50 выставок. Чтобы зрителю было легче ориентироваться в этом изобилии, проекты разнесены по трем основным темам: Япония, Вне Москвы и Санкт-Петербурга и Идентичность. Разделение это, впрочем, условно — проще отслеживать происходящее по именам авторов или по основным музейным площадкам.

Гвоздь программы в этот раз — Генезис Себастьяна Сальгадо. Бразильский фотограф и посол доброй воли ЮНИСЕФ, посетивший более 100 стран, прославился своими проектами эпического размаха. Среди них — знаменитая Рука человека, которую мы уже видели на Фотобиеннале-2006. Генезис не менее эпичен, чем предыдущие проекты: Сальгадо снимал его целых восемь лет! Но если раньше речь шла о великих бедствиях и эксплуатации человека человеком, то нынешний проект принципиально иной. Он посвящен нетронутым уголкам земли и людям, живущим по вековым традициям. «Около 46% планеты все еще выглядит так, как во времена Творения. Мы должны это сохранить», — говорит Сальгадо, побывавший в Москве.

В Фотобиеннале участвует  и Кандида Хёфер, знаменитая ученица великих немецких фотографов супругов Бехер, создательница масштабного каталога общественных пространств. Правда, недавняя серия Память не входит в число ее наиболее известных работ. Зато она снята именно про Россию: фото Петербурга и пригородов сделаны в 2015 году для Государственного Эрмитажа. Также с мастер-классом приезжает в Москву Карен Кнорр, чьи работы, квинтэссенция всего британского, хранятся в лондонской Тейт. А вот Энни Лейбовиц на этот раз к нам не приехала. Зато ее снимки для нового календаря Pirelli вызвали ажиотаж, хотя вся их скандальность как раз в их антиэпатажности. Ведь на фотографиях впервые не модели, а 13 наших знаменитых современниц: Наталья Водянова, Йоко Оно, Патти Смит, Серена Уильямс и другие, в одежде и без.

Японский блок включает в себя экспозицию работ конца XIX века и карточки экспериментатора и мэтра японской фотографии Осаму Сиихара, современника Ман Рэя и Александра Родченко. А наше время представляют фотограф-метафизик Хироси Сугимото и философ от фотографии Сунсуке Франсуа Наньо.

Нынешняя фотография вообще чрезвычайно многополярна, авторы из-за границ западного мира штурмуют все новые вершины. Турецкий фотограф Юсуф Севинчли уже знаком российскому зрителю, а вот работу с телом чилийской художницы и бывшей манекенщицы Клаудии Хьюдобро мы видим впервые. И здесь же рядом западный взгляд на Индию в серии Оливье Кюльманна.

Интересны и переклички с отечественным разнообразием имен и весей. Дореволюционная и советская классика: «народные типы» русского шотландца Уильяма Каррика, «уездный город Галич» начала века Михаила Смодора, фотография из путешествий Павла Третьякова и снимки Аркадия Шайхета дополнены сериями наших современниц Люции Ганиевой, Марии Ионовой-Грибиной, Яны Романовой и других. Отдельно стоит отметить авторов новокузнецкой школы Николая Бахарева, Владимира Воробьева и Владимира Соколаева и давно любимый проект Виталия Комара и Александра Меламида, сделанный «в соавторстве» с обезьянкой Микки.

Но и западная фотография, с желания познакомить с которой зрителей и начался когда-то Московский дом фотографии, хорошо представлена на Фотобиеннале-2016. Тревожная Америка Жан-Пьера Лаффона и воспетые Стивом Фитчем американские хайвеи соседствуют в программе с работами певца итальянской богемы Грациано Аричи, а снимки Неаполя XIX века из собрания Хорошиловых — с индустриальной немецкой фотографией, представленной ее классиком Хайном Горни.

Некоторые же проекты приехали прямиком с ведущих мировых фестивалей: например, очень смешные Частные объявления Тьерри Буэ были недавно показаны на международном фестивале «Фотографические встречи» во французском Арле.

Фотобиеннале-2016
Разные площадки

До 11 сентября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+