Министерство внутренней безопасности США и Прокуратура Южного округа Нью-Йорка добились от актера Николаса Кейджа обещания вернуть череп динозавра на родину в Монголию. Это событие — очередная громкая победа в ходе трехлетней кампании властей США по обнаружению и репатриации незаконно вывезенных историко-культурных ценностей.
Не обошлось без активного участия Прита Бхарары, прокурора Южного округа Нью-Йорка, который взял под особый контроль рынок искусства и антиквариата. За последние пять лет через него прошло по меньшей мере 15 громких дел с конфискацией предметов искусства. Например, возвращение в Бразилию в прошлом году картины Жан-Мишеля Баскиа Ганнибал (1981), которую Эдемар Сид Феррейра, основатель и бывший президент банка Banco Santos, использовал в хитроумной схеме по отмыванию денег. С тех пор как Бхарара вступил в должность в 2009 году, мимо него не проходило практически ни одно важное дело, связанное с предметами искусства. «Прит действительно любит такие дела», — говорит Шарон Коэн Левин, которая в течение 20 лет работала в департаменте по борьбе с отмыванием денег и конфискации активов — именно он занимается большинством подобных преступлений. Левин рассказывает, что поворот произошел при одной из предшественниц Бхарары, Мэри Джо Уайт. Под ее руководством прокуратура встала на защиту интересов еврейской семьи Бонди, бежавшей от нацистов и лишившейся Портрета Уолли (1912) Эгона Шиле. «В то время это казалось безумием, — вспоминает она, ведь и такого понятия, как требование лишить прав на произведение искусства, еще по сути не было. Слушания начались в 1998 году, однако тяжба длилась до 2010 года. По словам Левин, Бхарара «взял дело под личный контроль, он не жалел ни людей, ни ресурсов; всегда есть какие-то приоритеты, и я думаю, что он сделал это своим приоритетом». Ее департамент по борьбе с отмыванием денег и конфискации активов получил свое новое название около двух лет назад: «отмывание денег» было добавлено, чтобы обозначить расширившуюся сферу влияния и готовность принять более радикальные меры в случае необходимости. Раньше, еще под наименованием департамента конфискации активов, отдел имел репутацию своеобразного инкубатора, где набирались опыта молодые сотрудники.
Прокуратура Южного округа Нью-Йорка считается одной из самых сильных, как в правоохранительном плане, так и в качестве ступеньки к политической карьере (ее главой когда-то был бывший мэр города Руди Джулиани).
Бхарара сделал себе имя на Уолл-стрит. Он вел дело против Bank of America, который обвинялся в мошенничестве с ипотечными кредитами на сумму $16,65 млрд, что привело к финансовому кризису 2008 года. Похоже, теперь внимание прокурора приковано к другому рынку, который, как считают многие, слабо защищен законодательно.
Адвокат Джордж Ледерман, чей подопечный в деле о костях монгольского динозавра получил срок, считает, что прокуратура заинтересовалась миром искусства, потому что «это практически нерегулируемый рынок по сравнению с другими; теперь власти стремятся исправить эту ситуацию».
По его словам, попытки изучить механизмы торговли искусством предпринимаются «как на федеральном уровне, так и на уровне штата». Клиент Ледермана, дилер, продающий ископаемые останки, Эрик Прокопи уже отсидел три месяца за незаконную продажу нескольких древних находок, в числе которых был скелет тарбозавра, ушедший с молотка на Heritage Auctions в Нью-Йорке в 2012 году за $1 млн.Еще раньше Прокопи привез в США несколько черепов динозавров, один из которых приобрел в 2007 году на аукционе IM Chait в Нью-Йорке за $276 тыс. голливудский актер Николас Кейдж. Кстати, за право обладать палеонтологической находкой он боролся с Леонардо Ди Каприо. И если верить статье в журнале New Yorker, на радостях после продажи черепа Прокопи и его жена даже зачали ребенка. Пресс-секретарь Кейджа сообщила, что сейчас актер «максимально сотрудничает со следствием». Прокуратура Южного округа Нью-Йорка и Министерство внутренней безопасности от комментариев отказались.
Джон Коффи, профессор юридического факультета Колумбийского университета в Нью-Йорке, считает, что пристальное внимание Бхарары к арт-рынку — часть его стратегии: «Прит верит в прозрачность, и, если он думает, что какая-то существенная часть рынка вышла из-под контроля, он обязательно начнет масштабное расследование».