18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Холодные бани согрели агатом: в Царском Селе восстановили интерьеры Чарльза Камерона

Государственном музее-заповеднике «Царское Село» после трехлетней реставрации открылись Агатовые комнаты павильона «Холодная баня» Чарльза Камерона. Работы в семи подлинных интерьерах XVIII века велись в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест — воссоздание утрат как исключение при наличии документов и иконографии. Реставрация общей стоимостью свыше 400 млн руб. стала возможна благодаря меценатской помощи структур ОАО «РЖД», которые финансировали три четверти всех затрат.

Во время войны нацисты устроили в Агатовых комнатах клуб, что спасло их от уничтожения. Но и отложило их реставрацию на долгие годы. Лет десять назад стало ясно, что восстанавливать памятник нужно срочно, но рассчитывать только на деньги государства не приходилсоь. Начались поиски средств. Когда деньги нашлись, был создан специальный реставрационный совет из лучших петербургских специалистов по культурному наследию. Там обсуждался каждый шаг реставраторов.

Самые серьезные баталии вызвала судьба мраморных каминов Большого зала. Один из них был привезен из Италии, второй — изготовлен по его образцу мастером Шарлеманем. Во время войны погибли мраморные рельефы, которые украшали камины. Было принято решение воссоздать их по аналогу — панно камина Малиновой гостиной из Александровского дворца. Судя по довоенным снимкам, оно повторяло камины Большого зала. На камине Шарлеманя оставлены сохранившиеся следы крепления и силуэты утраченных рельефов. Для специалистов Царскосельской янтарной мастерской, которые вели реставрацию Агатовых комнат, эта работа оказалась сложнее, чем воссоздание Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

После завершения реставрационных работ на первом этаже павильона «Холодная баня» открылась выставка, посвященная возрождению Агатовых комнат.

Ольга Таратынова
Директор ГМЗ «Царское Село»

Подобных памятников, сохранившихся в подлинном виде, в пригородах Петербурга всего два: Агатовые комнаты и Китайский дворец в Ораниенбауме. Такой винтовой консольной лестницы, когда ступени заделаны в стену только на 40 см, нет больше нигде.

Но именно сохранность долгие годы откладывала реставрацию Агатовых комнат. Еще несколько десятилетий они не простояли бы, их спасла бескорыстная помощь фонда «Транссоюз» и РЖД. В свое время мой предшественник Иван Саутов получил обещание помощи в спасении Агатовых комнат от президента РЖД Владимира Ивановича Якунина. Придя на пост директора ГМЗ «Царское Село», я напомнила ему об этом обещании. И президент РЖД слово сдержал. В процессе реставрации Агатовых комнат мы не стремились сделать их нарядными. Наша основная задача состояла в том, чтобы сохранить и законсервировать оригинал. Наше право и обязанность — показать, как жил павильон в реке времени. Мы сохранили фрагмент обгоревшего паркета. Во время войны нацисты устроили в Агатовых комнатах клуб, в этом месте крепились подпорки балкона.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+