18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Холодные бани согрели агатом: в Царском Селе восстановили интерьеры Чарльза Камерона

Государственном музее-заповеднике «Царское Село» после трехлетней реставрации открылись Агатовые комнаты павильона «Холодная баня» Чарльза Камерона. Работы в семи подлинных интерьерах XVIII века велись в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест — воссоздание утрат как исключение при наличии документов и иконографии. Реставрация общей стоимостью свыше 400 млн руб. стала возможна благодаря меценатской помощи структур ОАО «РЖД», которые финансировали три четверти всех затрат.

Во время войны нацисты устроили в Агатовых комнатах клуб, что спасло их от уничтожения. Но и отложило их реставрацию на долгие годы. Лет десять назад стало ясно, что восстанавливать памятник нужно срочно, но рассчитывать только на деньги государства не приходилсоь. Начались поиски средств. Когда деньги нашлись, был создан специальный реставрационный совет из лучших петербургских специалистов по культурному наследию. Там обсуждался каждый шаг реставраторов.

Самые серьезные баталии вызвала судьба мраморных каминов Большого зала. Один из них был привезен из Италии, второй — изготовлен по его образцу мастером Шарлеманем. Во время войны погибли мраморные рельефы, которые украшали камины. Было принято решение воссоздать их по аналогу — панно камина Малиновой гостиной из Александровского дворца. Судя по довоенным снимкам, оно повторяло камины Большого зала. На камине Шарлеманя оставлены сохранившиеся следы крепления и силуэты утраченных рельефов. Для специалистов Царскосельской янтарной мастерской, которые вели реставрацию Агатовых комнат, эта работа оказалась сложнее, чем воссоздание Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

После завершения реставрационных работ на первом этаже павильона «Холодная баня» открылась выставка, посвященная возрождению Агатовых комнат.

Ольга Таратынова
Директор ГМЗ «Царское Село»

Подобных памятников, сохранившихся в подлинном виде, в пригородах Петербурга всего два: Агатовые комнаты и Китайский дворец в Ораниенбауме. Такой винтовой консольной лестницы, когда ступени заделаны в стену только на 40 см, нет больше нигде.

Но именно сохранность долгие годы откладывала реставрацию Агатовых комнат. Еще несколько десятилетий они не простояли бы, их спасла бескорыстная помощь фонда «Транссоюз» и РЖД. В свое время мой предшественник Иван Саутов получил обещание помощи в спасении Агатовых комнат от президента РЖД Владимира Ивановича Якунина. Придя на пост директора ГМЗ «Царское Село», я напомнила ему об этом обещании. И президент РЖД слово сдержал. В процессе реставрации Агатовых комнат мы не стремились сделать их нарядными. Наша основная задача состояла в том, чтобы сохранить и законсервировать оригинал. Наше право и обязанность — показать, как жил павильон в реке времени. Мы сохранили фрагмент обгоревшего паркета. Во время войны нацисты устроили в Агатовых комнатах клуб, в этом месте крепились подпорки балкона.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+