18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Секретные материалы», или Что мы еще не знаем о московской подземке

№41
Материал из газеты

Об этом расскажут на выставке в Музее архитектуры им. А.В.Щусева

В истории строительства московского метро остается еще много белых пятен, и выставка в Музее архитектуры им. А.В.Щусева по замыслу ее кураторов (Ирина Чепкунова, Мария Костюк, Елена Желудкова) должна продолжить тему их раскрытия. В экспозицию ­войдут редкие архивные материалы из фондов музея, Музея Московского метрополитена и Мосгипротранса (организации, которая проектирует и строит новые станции), сегодня уже ставшие памятниками культуры, ведь в создании подземных «дворцов для народа» принимали участие ведущие архитекторы, художники и скульпторы: братья Веснины, Александр Дейнека, Алексей Душкин, Борис Иофан, Павел Корин, Николай Ладовский, Иван Фомин.

Самой интересной темой в этом проекте обещает быть то, как выглядели бы станции, если бы воплотились изначальные проекты, а они не раз менялись в силу разных причин. Так, в эскизах Иофана сохранился проект станции «Бауманская», которая задумывалась как «Спартаковская» с изваяниями героев восстания Спартака и советских спортсменов. Но строительство было прервано войной, и в 1943 году появился другой проект — со скульптурами советских воинов и тружеников тыла Вячеслава Андреева. Гипсовая модель его Десантника из собрания Музея архитектуры будет в экспозиции.

Станцию «Павелецкая» должны были строить по проекту Весниных и планировали посвятить шахтерам, назвав «Донбасской». Ее должны были украсить мозаичные восьмигранные панно на тему Железнодорожная магистраль Москва — Донбасс Дейнеки, изображения которых остались и в проекте Весниных. Плафоны были уже изготовлены в блокадном Ленинграде мозаичистом Владимиром Фроловым. Однако металлические конструкции для их крепления остались в оккупированном немцами Днепропетровске, и проект остался на бумаге. Новый вариант «Павелецкой» уже принадлежит архитектору Душкину, а панно Дейнеки украсили «Новокузнецкую», спроектированную Иваном Тарановым и Надеждой Быковой.

Не были реализованы и уникальные двухъярусные пересадочные станции Таранова. Сын архитектора Андрей Таранов предоставил для выставки уникальный материал о неосуществленных проектах отца, в том числе фотографии макета одной из двухъярусных станций — «Киевской». Метрострой начал готовить проект в 1947 году, к 70-летию Сталина. Однако от идеи строительства отказались, опасаясь не успеть к юбилею вождя. В свою очередь, историк архитектуры Марианна Евстратова предоставила материалы по станции «Комсомольская-кольцевая» — проекта Алексея Щусева, реализацией которого после его смерти занимались его ученики, и конечный результат здесь также отличается от изначального варианта. Павел Корин, создавший мозаичные панно, был привлечен к работе уже на окончательном этапе.

Будет в экспозиции и архитектурная графика Алексея Душкина. Ведь именно его проекты первых станций — «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), «Площадь Революции», «Маяковская», «Завод имени Сталина» («Автозаводская») и «Новослободская» — задали высокую планку остальным проектировщикам метрополитена.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+