В истории строительства московского метро остается еще много белых пятен, и выставка в Музее архитектуры им. А.В.Щусева по замыслу ее кураторов (Ирина Чепкунова, Мария Костюк, Елена Желудкова) должна продолжить тему их раскрытия. В экспозицию войдут редкие архивные материалы из фондов музея, Музея Московского метрополитена и Мосгипротранса (организации, которая проектирует и строит новые станции), сегодня уже ставшие памятниками культуры, ведь в создании подземных «дворцов для народа» принимали участие ведущие архитекторы, художники и скульпторы: братья Веснины, Александр Дейнека, Алексей Душкин, Борис Иофан, Павел Корин, Николай Ладовский, Иван Фомин.
Самой интересной темой в этом проекте обещает быть то, как выглядели бы станции, если бы воплотились изначальные проекты, а они не раз менялись в силу разных причин. Так, в эскизах Иофана сохранился проект станции «Бауманская», которая задумывалась как «Спартаковская» с изваяниями героев восстания Спартака и советских спортсменов. Но строительство было прервано войной, и в 1943 году появился другой проект — со скульптурами советских воинов и тружеников тыла Вячеслава Андреева. Гипсовая модель его Десантника из собрания Музея архитектуры будет в экспозиции.
Станцию «Павелецкая» должны были строить по проекту Весниных и планировали посвятить шахтерам, назвав «Донбасской». Ее должны были украсить мозаичные восьмигранные панно на тему Железнодорожная магистраль Москва — Донбасс Дейнеки, изображения которых остались и в проекте Весниных. Плафоны были уже изготовлены в блокадном Ленинграде мозаичистом Владимиром Фроловым. Однако металлические конструкции для их крепления остались в оккупированном немцами Днепропетровске, и проект остался на бумаге. Новый вариант «Павелецкой» уже принадлежит архитектору Душкину, а панно Дейнеки украсили «Новокузнецкую», спроектированную Иваном Тарановым и Надеждой Быковой.
Не были реализованы и уникальные двухъярусные пересадочные станции Таранова. Сын архитектора Андрей Таранов предоставил для выставки уникальный материал о неосуществленных проектах отца, в том числе фотографии макета одной из двухъярусных станций — «Киевской». Метрострой начал готовить проект в 1947 году, к 70-летию Сталина. Однако от идеи строительства отказались, опасаясь не успеть к юбилею вождя. В свою очередь, историк архитектуры Марианна Евстратова предоставила материалы по станции «Комсомольская-кольцевая» — проекта Алексея Щусева, реализацией которого после его смерти занимались его ученики, и конечный результат здесь также отличается от изначального варианта. Павел Корин, создавший мозаичные панно, был привлечен к работе уже на окончательном этапе.
Будет в экспозиции и архитектурная графика Алексея Душкина. Ведь именно его проекты первых станций — «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), «Площадь Революции», «Маяковская», «Завод имени Сталина» («Автозаводская») и «Новослободская» — задали высокую планку остальным проектировщикам метрополитена.