18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Арсенал» отреставрировали, снабдив мультимедийными залами, лифтом и отоплением

Государственный музей-заповедник «Царское Село» 11 марта продемонстрировал журналистам результат реставрации павильона «Арсенал», который откроется для публики в начале осени этого года.

«Арсенал» находится в центре Александровского парка и служит для него градостроительной доминантой: к внушительному краснокирпичному зданию ведут лучевые аллеи, павильон был поставлен по центральной оси парадного входа Екатерининского дворца. Неоготическая постройка по проекту Адама Менеласа появилась в 1817–1834 годах на месте паркового павильона «Монбижу» середины XVIII века, построенного Саввой Чевакинским и Франческо Бартоломео Растрелли. Как следует из названия, «Арсенал» предназначался для хранения оружия, страстным собирателем которого был император Николай I, чья коллекция насчитывала более 2 тыс. предметов. При Александре III она была перевезена в Эрмитаж и впоследствии составила часть экспозиции Рыцарского зала.

Как и все постройки Царского Села, павильон «Арсенал» сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, лишился крыши и всех интерьеров; в таком состоянии он был законсервирован в 1970-е годы. К началу реставрации с осени 2014 года центральный купол и другие конструкции павильона находились в критическом состоянии. Ремонтно-реставрационные работы по проекту института «Спецпроектреставрация» провел «Ремстройфасад». Общая сумма работ, выполненных в рекордные сроки, составила почти 250 млн руб., которые были выделены из федерального бюджета.

При внешней монументальности «Арсенал» — очень небольшой павильон, насчитывающий восемь залов. Практически все детали декора были утрачены, немногие подлинные элементы оставлены без покраски. При реставрации на фасаде были сохранены два зондажа, по которым можно проследить историческую кладку растреллиевского павильона «Монбижу».

Эффектное центральное пространство второго этажа — купольный Зал рыцарей и четыре капеллы, которые называются Турецкая, Албанская, Мавританская и Русская. Виды этого зала и хранившихся в нем предметов были запечатлены в акварелях художника Алоизия Рокштуля, давших много информации для реставраторов, которые воссоздали все декоративное убранство.

Выполненный Адамом Менеласом кирпичный купол отличался сложностью конфигурации, и его реставрация стала одним из самых трудных этапов работы. По окружности купола расположены геральдические щиты с гербами Российских губерний. Также внутри одной из башен воссоздана чугунная винтовая лестница, сохранившаяся лучше других элементов здания, — она ведет на верхний ярус башни и кровлю. 

По словам директора музея Ольги Таратыновой, в павильоне будет размещена восточная коллекция из фондов ГМЗ «Царское Село», а также приобретения последнего времени. Будущая экспозиция должна полно представить псевдоготический стиль и главное увлечение императора Николая I, «последнего рыцаря Европы», как его называли, — коллекцию оружия. В экспозицию войдут предметы, которые Царское Село примет на временное хранение по межмузейному обмену из Государственного Эрмитажа, о чем уже есть договоренность с его директором Михаилом Пиотровским. Нельзя не отметить, что поэтизация николаевской эпохи, несомненно, входит сейчас в резонанс с событиями актуальной истории.

Весной прилегающая к «Арсеналу» территория парка будет благоустроена, и в начале осени павильон будет открыт для публики. В отреставрированном «Арсенале» предусмотрены такие современные технические средства, как два мультимедийных зала, лифт для маломобильных посетителей; кроме того, он впервые получил систему отопления, которое будет электрическим. Следующим объектом, подготовка к реставрации которого уже началась, станет также построенный Менеласом в Александровском парке павильон «Шапель».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+