18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Признано официально: в 2015 году уровень продаж искусства снизился

Согласно ежегодному отчету TEFAF, снижение на художественном рынке, явно предпочитающем элитный сегмент, составило 7%.

В ежегодном отчете экономиста Клэр Макэндрю о состоянии арт-рынка, одном из главных источников статистической информации об этой сфере торговли, зафиксировано 7%-ное снижение оборота — до $63,8 млрд (в 2014 году сумма равнялась $68,2 млрд). Этот отчет традиционно заказывается крупнейшей ярмаркой изящных искусств TEFAF, которая открылась сегодня для посетителей в голландском городе Маастрихт. В исследовании были использованы данные открытых аукционных торгов и информация от менее публичной части участников рынка, полученная при помощи анонимного онлайн-опроса, в котором приняли участие около 6 тыс. арт-дилеров по всему миру. Следует отметить, что отчет Клэр Макэндрю не дает исчерпывающую информацию (к примеру, на онлайн-опрос ответило лишь приблизительно 14% арт-дилеров), однако остается наиболее полным ее источником из доступных на крайне непрозрачном рынке искусства.

В числе выводов, не противоречащих эмпирическим данным, — тот факт, что большая часть выручки приходится на сектора послевоенного, современного искусства и искусства модернизма. Основных участников ярмарки TEFAF, традиционно занимающихся старыми мастерами, не может не обрадовать, что объем этого рыночного сегмента увеличился на — пусть и скромные — 4%, однако общая стоимость продаж при этом упала на 33%.

В 2015 году продолжилась поляризация рынка, где с одной стороны — лучшие (или по меньшей мере самые дорогие) произведения, а с другой — все остальное. Проданные более чем за $1 млн работы обеспечили 57% от общего оборота аукционов отчетного года, составив при этом всего 1% от всех совершенных сделок. В клуб избранных, возглавляемый Энди Уорхолом, Фрэнсисом Бэконом и Саем Твомбли, входит совсем небольшое число художников.

Суммарная выручка торгов в Китае, информацию о которых предоставила исследовательская группа Art Market Monitor от компании Artron, сократилась на 23% и составила $11,8 млрд. Это привело к тому, что страна впервые с 2012 года оказалась на третьем месте, уступив США (здесь продажи выросли на 4% до рекордной суммарной выручки в $27,3 млрд) и Соединенному Королевству (продажи снизились на 9% до $13,5 млрд).

Клэр Макэндрю не считает, что спад затянется, и отмечает, что «главная причина отрицательной динамики заключается в том, что, чем больше становится рынок, тем труднее ему расти в прежнем темпе». По ее мнению, строить предположения о том, что нас ждет в 2016 году, еще слишком рано.

Ранее Макэндрю приводила данные в своем отчете в евро — в этом году перешла на американские доллары как более широко используемую на арт-рынке валюту. При пересчете, основанном на среднем курсе доллара к евро в 2015 году, суммарная выручка арт-рынка составит €57,4 млрд, что на самом деле больше прошлогоднего результата в €51 млрд. Однако это кажущееся несоответствие объясняется тем, что между 2014 и 2015 годом стоимость евро относительно доллара значительно снизилась.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+