Один из немногих уцелевших «мерцбау», или «мерц-строений» (как называл свои объемные ассамбляжи, созданные из подручных материалов, соединяемых в непредсказуемом порядке и постепенно заполнявших собою помещение целиком, сам автор), немецкого художника-дадаиста Курта Швиттерса обрел новый дом в Норвегии. Ромсдальский музей в Молде представил в своей постоянной экспозиции трехмерный коллаж Швиттерса, которого считают пионером ассамбляжа. «До сегодняшнего дня о существовании этой работы в мире было мало кому известно», — говорит представительница музея.
Скульптурно-архитектурный мерц привезли с острова в Норвежском море, расположенного к югу от прибрежного города Молде. Швиттерс создал его в старом сарае в конце 1930-х годов. Заново собранная работа теперь заняла свое место в постоянной экспозиции в новом здании музея, строительство которого обошлось в €15 млн.
Реставрация произведения началась в 2010 году. «Работать было очень сложно, — рассказывают в музее, — поскольку сохранился только один снимок времен Швиттерса, и на нем запечатлен лишь угол его сарая». Реставраторы пытались максимально близко передать авторскую идею, несмотря на то что пришлось удалить несколько оригинальных элементов, содержавших асбест.
В Норвегии, где художник, спасаясь от нацистов, прожил с 1937 по 1940 год, он создал всего два мерц-строения. Вторая аналогичная работа периода «норвежского изгнания» Швиттерса погибла во время пожара в 1950-х годах.
Перевозку уцелевшего мерца в музей спонсировал фонд из Осло Sparebankstiftelsen. «Во времена Швиттерса его авангардные коллажи в Норвегии не приняли. Мы хотим напомнить о нем», — так в фонде объясняют свое участие в проекте. Sparebankstiftelsen потратил €5 млн, собрав внушительную коллекцию работ Швиттерса. Он также планирует выделить средства на проведение международной конференции, посвященной творчеству художника, которая пройдет в Норвегии летом этого года.