18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Легендарную инсталляцию Курта Швиттерса реконструировали в Норвегии

№41
Материал из газеты

Благодарные потомки вспомнили странного художника, восстановив его «мерцбау»

Один из немногих уцелевших «мерцбау», или «мерц-строений» (как называл свои объемные ассамбляжи, созданные из подручных материалов, соединяемых в непредсказуемом порядке и постепенно заполнявших собою помещение целиком, сам автор), немецкого художника-дадаиста Курта Швиттерса обрел новый дом в Норвегии. Ромсдальский музей в Молде представил в своей постоянной экспозиции трехмерный коллаж Швиттерса, которого считают пионером ассамбляжа. «До сегодняшнего дня о существовании этой работы в мире было мало кому известно», — говорит представительница музея.

Скульптурно-архитектурный мерц привезли с острова в Норвежском море, расположенного к югу от прибрежного города Молде. Швиттерс создал его в старом сарае в конце 1930-х годов. Заново собранная работа теперь заняла свое место в постоянной экспозиции в новом здании музея, строительство которого обошлось в €15 млн.

Реставрация произведения началась в 2010 году. «Работать было очень сложно, — рассказывают в музее, — поскольку сохранился только один снимок времен Швиттерса, и на нем запечатлен лишь угол его сарая». Реставраторы пытались максимально близко передать авторскую идею, несмотря на то что пришлось удалить несколько оригинальных элементов, содержавших асбест.

В Норвегии, где художник, спасаясь от нацистов, прожил с 1937 по 1940 год, он создал всего два мерц-строения. Вторая аналогичная работа периода «норвежского изгнания» Швиттерса погибла во время пожара в 1950-х годах.

Перевозку уцелевшего мерца в музей спонсировал фонд из Осло Sparebankstiftelsen. «Во времена Швиттерса его авангардные коллажи в Норвегии не приняли. Мы хотим напомнить о нем», — так в фонде объясняют свое участие в проекте. Sparebankstiftelsen потратил €5 млн, собрав внушительную коллекцию работ Швиттерса. Он также планирует выделить средства на проведение международной конференции, посвященной творчеству художника, которая пройдет в Норвегии летом этого года.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+