18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Классические истины Дмитрия Молока

№41
Материал из газеты

Ранняя смерть не позволила ученому создать свою законченную поэтику древнегреческого искусства. Остались лишь частности и детали, такие же прекрасные, как обломки древних мраморов. Статьи собраны в книгу «Классика и истина»

Это первая книга из заявленной фондом IN ARTIBUS серии Антология искусство­знания ХХ века, что нам обещает новые и новые открытия. Тактичный и «классический» дизайн Андрея Шелютто оттеняет монументальность текстов Дмитрия Молока (1959–2014), подготовленных к изданию со всей возможной академической тщательностью (редакторы книги — Елена Савостина и Елена Шарнова).

Большинство статей, составивших изящный том, выходило в малотиражных научных журналах и первоначально предназначалось узким специалистам по Античности. Поэтому осилить это прекрасное и любовно сделанное издание могут лишь те, кого не пугают термины «хиазм» или «лекиф». Тот же, кто возьмет на себя труд пройти сквозь эпические длинноты или каскады терминологии, обретет увлекательное чтение. У Дмитрия Молока рядовые музейные штудии об античных зеркалах, собственно не очень важных образцах декора, выливаются в эпическое полотно о космогонии Древнего мира, а исследование об «улыбке короса» — в настоящий детектив.

Но, увы, это захватывающее интеллектуальное приключение, куда нас пригласил мыслитель-энциклопедист и блестящий эссеист, осталось незаконченным: Дмитрий слишком рано умер, так и не написав книгу по поэтике древнегреческого искусства. (Об этой мечте своего брата говорит во введении Николай Молок, инициатор публикации, один из составителей книги.) Возможно, все дело в своеобразном научном перфекционизме. Исследователь постоянно «зависал» на важных, но частных проблемах, в результате чего получались глубокие расследования, но общая картина никак не складывалась. Идея автора о необходимости изучать Античность во всей «целокупности» осталась неосуществленной.

Дмитрий Молок сочетал в себе безбрежный интеллектуальный бэкграунд с умением пристально вглядываться в самые мелкие детали. Например, размышлять о том, чем занята собачка на погребальной стеле. Или высмотреть на чернофигурной вазе двух персонажей, не имеющих прямого отношения к основному сюжету, то есть к рождению Афины из головы Зевса, и предположить, что перед нами воображаемые зрители, которые наблюдают за этим вечным шоу.

Иногда наклонность к наукообразию приводила ученого к появлению терминологических кентавров вроде понятия «смыслообраз». Это похоже на те устрашающие «мыслеформы», коими веселили публику мастера младшего поколения московских концептуалистов из группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“».

Жаль, что блестящее исследование Дмитрия Молока Сон Сципиона прошло, например, мимо многомудрого нашего художника Павла Пепперштейна. Ведь это весьма могло бы углубить его рассуждения об «онейрокритике», то есть толковании сновидений.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+