18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тайны пейзажа

№41
Материал из газеты

Очарование творчества пейзажиста Сэмюэла Палмера заключается в том, что оно плохо поддается объяснению

В1920–1930-е годы художник Грэм Сазерленд сыграл важную роль в возрождении интереса к творчеству живописца Сэмюэла Палмера (1805–1881), назвав его «английским Ван Гогом». Фраза эта подверглась тогда критике. Однако в сравнении голландца, бросившего церковную карьеру ради проповеди альтернативного искусства, с англичанином, всю жизнь искавшим равновесие между искусством и религией, есть рациональное зерно.

Сазерленда прежде всего занимали ранние работы Палмера, созданные между 1826 и 1835 годом. Буйство молодости на холстах этого периода легче всего отнести к позднему романтизму. Тем более что попытки Палмера писать одухотворенные пейзажи в викторианском духе вышли слишком утонченными и слишком изысканными на фоне прерафаэлитов Уильяма Холмана Ханта и Джона Эверетта Миллеса, «шоковыми методами» преобразовавших традиции изображения сельской жизни.

Реакция публики XX века повторила реакцию публики века XIX: важнейшая часть наследия Палмера осталась вообще без внимания и заслуженной оценки. За исключением немногих ранних работ, созданных в период сильного влияния на него Уильяма Блейка, подавляющее большинство произведений художника по-прежнему малоизвестны.

Уильям Вон, куратор двух юбилейных выставок Сэмюэла Палмера в Лондоне и в Нью-Йорке, — именно тот, кто способен провести экскурсию по неоднородному и распыленному наследию живописца: он посвятил углубленному изучению творчества забытого художника большую часть своей жизни.

На протяжении 25 глав книги Samuel Palmer: Shadows on the Wall (Сэмюэл Палмер. Тени на стене) автор попеременно фокусируется то на жизни, то на творчестве художника. Впрочем, богатство фактического материала не приводит к значительным открытиям: книга Вона больше напоминает биографическое описание, чем искусствоведческое исследование.

Несмотря на все заступничество автора, Палмер так и остается непонятным, парадоксальным, обескураживающим. Сами по себе его картины прекрасны, замысловаты и соблазнительны, но их по-прежнему сложно анализировать.

В этом, однако, и заключено их главное очарование. Вон трактует жизнь Палмера излишне прямолинейно, слишком дотошно. Он неуместно старателен в попытках доказать значимость Палмера, хотя именно причудливость и «нарочитая эксцентричность», свойственная художнику с юности, делают его столь привлекательным.

Стоит отметить прекрасную работу дизайнеров: в книге множество иллюстраций, в том числе увеличенных фрагментов полотен.

Эти изображения не только источник удовольствия, но и еще один путь к пониманию творчества Палмера. В этом смысле исследование Вона можно считать красивым введением, но никак не последним словом. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+