18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Иконы и авангард неизменно привлекают внимание

Русский коллекционер в экспертном совете и успех украинского кубизма: в Маастрихте идет 28-я по счету ярмарка TEFAF.

В этом году в экспертный совет крупнейшей международной ярмарки искусства TEFAF вошел российский специалист — московский коллекционер и дилер Сергей Ходорковский, который с этого года отвечает за отбор и оценку икон. Ходорковский стал первым русским экспертом по иконам, приглашенным в совет за более чем 40-летнюю историю салона. TEFAF известна одной из самых строгих систем отбора произведений, эксперты обладают правом отклонить любой предмет, не удовлетворяющий критериям качества и подлинности.

Москвичам Сергей Ходорковский известен участием в 2008 году в выставке «Возвращенное наследие» в Государственной Третьяковской галерее, где вместе с другими коллекционерами икон, Михаилом Абрамовым и Михаилом Елизаветиным, показывал редкие образа, купленные за рубежом и перевезенные на родину.

«В том, что касается икон, в России хорошая экспертная база, поэтому абсолютно логично обратиться к российскому эксперту, — прокомментировал для TANR свое назначение Ходорковский. — Чем более квалифицированный подход к атрибуции, тем больше внимания и доверия это вызовет у клиентов. Из-за ошибок в атрибуции серьезно страдает рынок».

Кроме того, в этом году TEFAF впервые за 17 лет сменила исполнительного директора: многолетний руководитель Поль Юстинкс уступил пост бывшему исполнительному директору европейского департамента Sotheby’s Патрику ван Марису.

В том, что касается продаж, несмотря на пессимизм дилеров, итоги первых дней работы ярмарки в очередной раз подтвердили живой интерес к старому искусству. Одной из главных сенсаций этого года стала недавно обнаруженная картина Рембрандта, ранее считавшаяся утраченной. Небольшая работа «Аллегория обоняния» датируется 1624–1625 годами, это одно из самых ранних известных произведений художника. В сентябре прошлого года она всплыла на небольшом аукционе в Нью-Джерси как работа неизвестного мастера с оценкой в $500–800, однако сумма продажи тысячекратно превысила эстимейт. На TEFAF на стенде парижской галереи Galerie Talabardon et Gautier работа впервые представлена публике. Картина была приобретена еще до начала выставки американским коллекционером Томасом С. Капланом, сумма сделки оценивается в €3–4 млн. «Аллегория обоняния» входит в серию, посвященную пяти чувствам, две другие работы принадлежат тому же коллекционеру, еще одна находится в Музее Де Лакенхаль в Лейдене, местонахождение последней неизвестно.

Уже в день превью нашел покупателя «Натюрморт с цветами» Руланта Саверея на стенде лондонской галереи Colnaghi Gallery — одна из немногих дошедших до нас работ фламандского маньериста в этом жанре. Картину приобрела Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге за рекордные для художника €6,5 млн. Еще одна продажа — барочного полотна «Призвание апостолов Петра и Андрея» Луки Джордано — принесла галерее €2 млн.

Одну из самых заметных экспозиций показал лондонский дилер, специализирующийся на русском искусстве, Джеймс Баттервик. Впервые он получил приглашение в Маастрихт в прошлом году, его дебют тогда стал первым за 20 лет появлением на TEFAF русского авангарда. В этом году стенд Баттервика полностью посвящен украинскому кубофутуристу Александру Богомазову. Баттервик представил коллекцию редких работ, целиком прослеживающую творческий путь художника, от первых опытов начала 1910-х годов до поздних произведений конца 1920-х, когда он почти полностью отошел от живописи. Экспозиция концептуально разделена на четыре части. В первой объединены ранние графические портреты жены и музы Богомазова Ванды Монастырской, происходящие из семьи художника; во вторую вошли киевские работы 1914–1915 годов; центральная охватывает 1915–1917 годы — период творческого расцвета мастера, в ней представлен кавказский цикл 1916 года, в том числе футуристский «Кавказский пейзаж» из частной коллекции из Сан-Франциско. Заключительная часть посвящена последним годам творчества и их главному произведению — незаконченному триптиху «Пильщики» 1926–1929 годов. На стенде представлены реконструкция триптиха и единственный живописный эскиз незавершенной части, а также серия набросков и этюдов. В первые несколько часов после открытия ярмарки галерея отметилась продажей пяти работ. Графические листы «Воспоминания о Кавказе» и «Кавказский пейзаж» (оба — 1916) были приобретены нидерландским Музеем Крёллер-Мюллер, в прошлом году его коллекцию уже пополнили четыре произведения художника со стенда Баттервика. Еще четыре работы Богомазова в этот раз ушли к частным коллекционерам.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+