18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Иконы и авангард неизменно привлекают внимание

Русский коллекционер в экспертном совете и успех украинского кубизма: в Маастрихте идет 28-я по счету ярмарка TEFAF.

В этом году в экспертный совет крупнейшей международной ярмарки искусства TEFAF вошел российский специалист — московский коллекционер и дилер Сергей Ходорковский, который с этого года отвечает за отбор и оценку икон. Ходорковский стал первым русским экспертом по иконам, приглашенным в совет за более чем 40-летнюю историю салона. TEFAF известна одной из самых строгих систем отбора произведений, эксперты обладают правом отклонить любой предмет, не удовлетворяющий критериям качества и подлинности.

Москвичам Сергей Ходорковский известен участием в 2008 году в выставке «Возвращенное наследие» в Государственной Третьяковской галерее, где вместе с другими коллекционерами икон, Михаилом Абрамовым и Михаилом Елизаветиным, показывал редкие образа, купленные за рубежом и перевезенные на родину.

«В том, что касается икон, в России хорошая экспертная база, поэтому абсолютно логично обратиться к российскому эксперту, — прокомментировал для TANR свое назначение Ходорковский. — Чем более квалифицированный подход к атрибуции, тем больше внимания и доверия это вызовет у клиентов. Из-за ошибок в атрибуции серьезно страдает рынок».

Кроме того, в этом году TEFAF впервые за 17 лет сменила исполнительного директора: многолетний руководитель Поль Юстинкс уступил пост бывшему исполнительному директору европейского департамента Sotheby’s Патрику ван Марису.

В том, что касается продаж, несмотря на пессимизм дилеров, итоги первых дней работы ярмарки в очередной раз подтвердили живой интерес к старому искусству. Одной из главных сенсаций этого года стала недавно обнаруженная картина Рембрандта, ранее считавшаяся утраченной. Небольшая работа «Аллегория обоняния» датируется 1624–1625 годами, это одно из самых ранних известных произведений художника. В сентябре прошлого года она всплыла на небольшом аукционе в Нью-Джерси как работа неизвестного мастера с оценкой в $500–800, однако сумма продажи тысячекратно превысила эстимейт. На TEFAF на стенде парижской галереи Galerie Talabardon et Gautier работа впервые представлена публике. Картина была приобретена еще до начала выставки американским коллекционером Томасом С. Капланом, сумма сделки оценивается в €3–4 млн. «Аллегория обоняния» входит в серию, посвященную пяти чувствам, две другие работы принадлежат тому же коллекционеру, еще одна находится в Музее Де Лакенхаль в Лейдене, местонахождение последней неизвестно.

Уже в день превью нашел покупателя «Натюрморт с цветами» Руланта Саверея на стенде лондонской галереи Colnaghi Gallery — одна из немногих дошедших до нас работ фламандского маньериста в этом жанре. Картину приобрела Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге за рекордные для художника €6,5 млн. Еще одна продажа — барочного полотна «Призвание апостолов Петра и Андрея» Луки Джордано — принесла галерее €2 млн.

Одну из самых заметных экспозиций показал лондонский дилер, специализирующийся на русском искусстве, Джеймс Баттервик. Впервые он получил приглашение в Маастрихт в прошлом году, его дебют тогда стал первым за 20 лет появлением на TEFAF русского авангарда. В этом году стенд Баттервика полностью посвящен украинскому кубофутуристу Александру Богомазову. Баттервик представил коллекцию редких работ, целиком прослеживающую творческий путь художника, от первых опытов начала 1910-х годов до поздних произведений конца 1920-х, когда он почти полностью отошел от живописи. Экспозиция концептуально разделена на четыре части. В первой объединены ранние графические портреты жены и музы Богомазова Ванды Монастырской, происходящие из семьи художника; во вторую вошли киевские работы 1914–1915 годов; центральная охватывает 1915–1917 годы — период творческого расцвета мастера, в ней представлен кавказский цикл 1916 года, в том числе футуристский «Кавказский пейзаж» из частной коллекции из Сан-Франциско. Заключительная часть посвящена последним годам творчества и их главному произведению — незаконченному триптиху «Пильщики» 1926–1929 годов. На стенде представлены реконструкция триптиха и единственный живописный эскиз незавершенной части, а также серия набросков и этюдов. В первые несколько часов после открытия ярмарки галерея отметилась продажей пяти работ. Графические листы «Воспоминания о Кавказе» и «Кавказский пейзаж» (оба — 1916) были приобретены нидерландским Музеем Крёллер-Мюллер, в прошлом году его коллекцию уже пополнили четыре произведения художника со стенда Баттервика. Еще четыре работы Богомазова в этот раз ушли к частным коллекционерам.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+