Вчера, 19 марта, в Театральном центре «На Страстном» состоялась премьера спектакля-диалога «Я — Леонардо да Винчи. Невероятная встреча». Итальянский актер и режиссер Массимилиано Финаццер Флори на сцене перевоплощается в Леонардо да Винчи (1452–1519) физически: использует сложный пластический грим, который является реальной реконструкцией лица гения, надевает аутентичную одежду и говорит на языке эпохи Ренессанса, используя тексты великого итальянца, среди которых знаменитый «Трактат о живописи».
«Я выбрал образ Леонардо, так как, помимо того что он художник, писатель и музыкант, он в первую очередь изобретатель, для меня это очень интересное сочетание», — говорит актер.
Спектакль был поставлен в 2012 году и с тех пор гастролирует по лучшим площадкам мира: его давали в Музее науки и технологии в Милане, в Центре исполнительских искусств Джона Кеннеди в Вашингтоне, в Библиотеке Моргана в Нью-Йорке, в Институте Сервантеса в Чикаго и театре ACT’s Strand в Сан-Франциско. Гастроли завершатся в 2019 году, когда мир будет отмечать 500-летие со дня смерти Леонардо да Винчи.
Так как это спектакль-диалог, на сцене помимо самого художника находится еще и интервьюер, который задает Леонардо 67 вопросов (по количеству прожитых им лет) о детстве, о том, как стать «хорошим художником», о сложных взаимоотношениях искусства и науки. Режиссер очень ответственно подходит к выбору интервьюера, обычно это мировые эксперты в различных областях науки и искусства. «Для меня это своего рода квинтэссенция города, которую олицетворяет определенный человек. Например, в Вашингтоне это была виолончелистка и композитор Джулия Кент, в Сан-Франциско, так как этот город помешан на здоровом образе жизни, — врач и общественный деятель Джордан Шлейн. Москва же для меня город искусства, поэтому логично, что соведущей стала коллекционер и меценат, издатель The Art Newspaper Инна Баженова», — рассказывает актер и режиссер Массимилиано Финаццер Флори. Инна Баженова, в свою очередь, отметила, что играть в «Я — Леонардо да Винчи. Невероятная встреча» для нее большая честь.
Сцена во время спектакля выглядела аскетично: два стула, на которых собственно сидят участники действа, и мольберт в глубине. Инна Баженова задает вопросы на русском, Массимилиано отвечает ей на итальянском времен Леонардо да Винчи, за ними на стену проецируются титры ответов актера на русском языке, то есть идет непрерывный диалог. Действие длится чуть больше часа.
Пока спектакль в столице России запланирован один, но Флори надеется, что продолжит сотрудничество с газетой The Art Newspaper и в Москве повторят спектакль еще не один раз. Также режиссер планирует его показ в Санкт-Петербурге. Этот город очень важен для него, так как две работы Леонардо да Винчи хранятся в Эрмитаже.