Петербургская KGallery продолжает последовательно собирать и показывать русское искусство второй половины XX века. После выставок Рихарда Васми, Валентина Громова, Шолома Шварца настал черед Владимира Шагина — еще одного из «Ордена нищенствующих живописцев», или «арефьевского круга», как по имени лидера, Александра Арефьева, называют группу художников, сложившуюся в Ленинграде в середине 1950-х годов.
Наследие художника достаточно велико: несколько лет назад был издан каталог графики Владимира Шагина из музея «Царскосельская коллекция», в котором более 500 рисунков. Ретроспектива из частных коллекций включает 100 произведений живописи и почти вдвое больше графических работ. Большинство вещей происходит из собрания сына Владимира Шагина, известного петербургского художника и лидера группы «Митьки» Дмитрия Шагина. Умерший в 1999 году Владимир Шагин продолжал работать до последних дней, в экспозиции есть работа, так и озаглавленная — «Последняя картина».
Как и Александр Арефьев, Владимир Шагин был отчислен из художественной школы при Академии художеств «за формализм», выразившийся в увлечении импрессионистами. Помимо общей судьбы молодых художников объединяли художественные идеалы, камерные форматы (отличающие неофициальное искусство в целом) и сюжеты: задворки Петербурга в пейзажах и такие же непарадные бытовые сценки. Если Валентину Громову ближе Огюст Ренуар, Рихарду Васми — Альбер Марке, Александр Арефьев существует в диапазоне от Жерико до Пикассо, а талант Шолома Шварца имеет экспрессионистскую природу, то для Владимира Шагина одним из главных художников оказывается Жорж Руо. Как и всех арефьевцев, его отличал аскетизм живописной техники с пристрастием к обозначающему форму черному цвету. При этом брутальность живописи смягчается тонким владением цветом, а художественная грубость преобразуется в лиризм — это характерно как для искусства Владимира Шагина, так и для его жизни.