18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Помпеи спасли в самый последний момент

№41
Материал из газеты

Несмотря на угрозы прекратить финансирование знаменитого историко-археологического заповедника, европейские чиновники все-таки выделят ему средства на 2016 и 2017 годы

«Большой помпейский проект» получил средства в самый последний момент. Европейская комиссия запустила кампанию по сохранению археологического памятника в марте 2012 года. Стоимость работ тогда оценивалась в €105 млн, и их планировали завершить к 31 декабря 2015 года.

Однако еще в июле 2014 года Йоханнес Хан, занимавший на тот момент пост европейского комиссара по региональной политике, предупредил: Помпеи могут потерять предоставленные Европой €78 млн (остальные €27 млн выделило правительство Италии), если не используют эти средства до конца 2015 года.

К началу декабря прошлого года было истрачено всего €40,5 млн. По словам генерального директора проекта Джованни Нистри, ожидается, что европейские и итальянские власти предоставят отсрочку на проведение работ до конца 2017 года. На это решение повлияли рекомендации ЮНЕСКО, следившей за состоянием объекта всемирного наследия с 2010 года, когда стало известно о ряде обвалов на территории Помпеев.

В 2013 году ЮНЕСКО предупреждала: если проект не сможет «заметно улучшить ситуацию», Помпеи могут оказаться в списке всемирного наследия, находящегося под угрозой. В июне 2015 года Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО призвал Италию «отыскать пути к расширению» «Большого помпейского проекта» и «дать оценку объему средств, необходимых для обеспечения поддержания и консервации Помпеев в будущем».

По результатам инспекции в ноябре 2014 года комитет положительно отозвался о «значительных улучшениях, достигнутых в результате работ», и заявил, что объект «больше не находится под угрозой».

«Теперь между всеми сторонами достигнуто полное согласие, — говорит управляющий Помпеев, Геркуланума и Стабии Массимо Осанна. — Даже ЮНЕСКО дала положительную оценку ходу работ и попросила расширить „Большой помпейский проект“, распространив его на 2016 и 2017 годы. Благодаря этому нам удалось изменить график и продолжить нашу деятельность при помощи европейского финансирования, однако с одним жестким условием: все работы должны быть юридически оформлены и начаты до конца 2015-го».

Успели! В декабре прошлого года был объявлен тендер на контракты общей стоимостью €160 млн, что превышает первоначальный бюджет проекта в €105 млн. Дополнительное финансирование в размере €19 млн внесет само Управление Помпеев, Геркуланума и Стабии (оно занимается повседневным содержанием и техническим обслуживанием памятника и имеет собственный бюджет).

«Больше объявлять тендер не на что, — сообщил тогда же Нистри. — Работы на 23 объектах из 41 будут завершены к началу 2016 года. Еще четыре объекта доделают весной этого года».

Приоритетом является сохранение 44 га археологического заповедника, где установят более 400 камер видеонаблюдения (Министерство внутренних дел Италии выделило на это около €3,8 млн), укрепят ограду (€6 млн) и улучшат освещение (€3 млн).

Сейчас проект охватывает все девять районов Помпеев — зоны, на которые в XIX веке город разделил археолог Джузеппе Фиорелли. «В 2000 году было оснащено 30% территории… и мы застряли на этой цифре. Но теперь мы стремимся к 100%, — сообщил Осанна прошлой осенью. — Все запланированное в VI и VIII районах будет закончено в конце 2015 года, в VII — в течение первой половины 2016 года. Таким образом, будет обеспечена безопасность трех четвертей территории Помпеев. После этого мы намерены завершить работы на оставшейся четверти — в I, II и III районах, где расположен амфитеатр, состояние которого лучше, чем остальных объектов». Большая стройка на этом месте развернется в этом и следующем годах.

Массимо Осанна не одобряет решение отдать предпочтение этому масштабному проекту в ущерб ежедневному содержанию и обслуживанию территории, хотя выбора, по его словам, у него не было. «Состояние руин критично, и не только из-за отдельных обвалов: долгое время целые районы города были заброшены и закрыты для посещения», — говорит управляющий.

В долгосрочной перспективе главное для Помпеев — «свести к минимуму риск обрушения и иных инцидентов». В этом ключевую роль играет подготовка стратегии, позволяющей планировать работы заранее.

Тем временем инженеры и реставраторы-консерваторы неустанно трудятся над тем, чтобы восстановить и вновь открыть для публики 15 римских домов. Дом Малого фонтана открылся в ноябре; в декабре — еще четыре: дом Пакия Прокула, дом Фруктовых деревьев, дом-сукновальня Стефана и дом жреца Аманда, вслед за ними — дом Марка Лукреция.
Осанна говорит, что в 2016 году, после 10-летней отсрочки, наконец возобновят работы в доме Веттиев, одном из самых больших и богато украшенных особняков археологического заповедника. 

Материалы по теме:
Последний день Помпеи?
Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+