18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Цирк» да и не только

В декабре прошлого года петербургский цирк, возглавляемый сейчас знаменитым клоуном Вячеславом Полуниным, открылся после реставрации исторического здания на Фонтанке, где с 1928 года существует также Музей циркового искусства.

Ремонт цирка оказался хорошим поводом пересмотреть и предъявить публике собранную здесь богатейшую коллекцию артефактов в формате большой выставки, открывшейся в Государственном Русском музее. «Цирк», начавший работу в Корпусе Бенуа 17 марта, продолжает линию тематических проектов музея. Экспонаты из Музея циркового искусства составляют здесь ощутимое большинство, остальные работы происходят из фондов Русского музея, мастерских современных художников, сотрудничающих с ними галерей и частных коллекционеров. Залы выставки разделены по цирковым специальностям, и в целом экспозиция стремится следовать за логикой представления на манеже: клоуны, затем гимнасты, жонглеры, фокусники и, наконец, дрессировщики.

Хотя здесь показаны и признанные шедевры, такие как классический двойной автопортрет Александра Яковлева и Василия Шухаева в образе Арлекина и Пьеро, многие произведения интересны прежде всего как свидетельства истории и культуры. Художественное качество хранящихся в Музее циркового искусства картин далеко не всегда высоко: такова работа художника Александра Семенова «За кулисами цирка» (1925) — об этом авторе известно, что он специализировался на цирковой тематике. Рядом с признанными живописцами, чья популярность пришлась на 70-е годы прошлого века, соседствуют работы, выполненные в такой же манере в последние годы художниками, чьи имена ничего не говорят зрителю.

Самое интересное на выставке с эстетической точки зрения — цирковые афиши, которые хранятся как в фонде печатной графики Русского музея, так и в Музее циркового искусства. Этот пласт искусства показывает, какими возможностями не воспользовались организаторы выставки, пройдя мимо таких интересных и сложных тем, как рождение циркового представления и его место в современной культуре, которое стало другим всего за столетие.

Могла получиться выставка о том, как цирк меняется, — а последние пару лет перемены на Фонтанке особенно ощутимы. Можно было бы сосредоточиться и на политическом измерении понятия «цирк» — тем более что в экспозиции можно найти такие любопытные вещи, как приветственный адрес на имя Анатолия Луначарского от московского Госцирка, нарисованный в 1920 году мирискусником Василием Милиоти, или работы Сергея Судейкина, Николая Радлова, близкие к жанру политического плаката и карикатуры, в том числе «Цирк мадам Лиги наций» (1940) в изображении художников «Боевого карандаша» во главе с Валентином Курдовым.

Обилие материала в Корпусе Бенуа не скреплено ничем, разве что преобладающим ярким колоритом и интонацией бодрости, перенести которую с цирковой арены в музейные залы невозможно. Работающая до конца мая выставка наверняка будет пользоваться популярностью у зрителей, правда, на ее открытии живые клоуны публике были интереснее, чем нарисованные, и все стремились сфотографироваться с посетившим вернисаж Олегом Поповым.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+