В декабре прошлого года петербургский цирк, возглавляемый сейчас знаменитым клоуном Вячеславом Полуниным, открылся после реставрации исторического здания на Фонтанке, где с 1928 года существует также Музей циркового искусства.
Ремонт цирка оказался хорошим поводом пересмотреть и предъявить публике собранную здесь богатейшую коллекцию артефактов в формате большой выставки, открывшейся в Государственном Русском музее. «Цирк», начавший работу в Корпусе Бенуа 17 марта, продолжает линию тематических проектов музея. Экспонаты из Музея циркового искусства составляют здесь ощутимое большинство, остальные работы происходят из фондов Русского музея, мастерских современных художников, сотрудничающих с ними галерей и частных коллекционеров. Залы выставки разделены по цирковым специальностям, и в целом экспозиция стремится следовать за логикой представления на манеже: клоуны, затем гимнасты, жонглеры, фокусники и, наконец, дрессировщики.
Хотя здесь показаны и признанные шедевры, такие как классический двойной автопортрет Александра Яковлева и Василия Шухаева в образе Арлекина и Пьеро, многие произведения интересны прежде всего как свидетельства истории и культуры. Художественное качество хранящихся в Музее циркового искусства картин далеко не всегда высоко: такова работа художника Александра Семенова «За кулисами цирка» (1925) — об этом авторе известно, что он специализировался на цирковой тематике. Рядом с признанными живописцами, чья популярность пришлась на 70-е годы прошлого века, соседствуют работы, выполненные в такой же манере в последние годы художниками, чьи имена ничего не говорят зрителю.
Самое интересное на выставке с эстетической точки зрения — цирковые афиши, которые хранятся как в фонде печатной графики Русского музея, так и в Музее циркового искусства. Этот пласт искусства показывает, какими возможностями не воспользовались организаторы выставки, пройдя мимо таких интересных и сложных тем, как рождение циркового представления и его место в современной культуре, которое стало другим всего за столетие.
Могла получиться выставка о том, как цирк меняется, — а последние пару лет перемены на Фонтанке особенно ощутимы. Можно было бы сосредоточиться и на политическом измерении понятия «цирк» — тем более что в экспозиции можно найти такие любопытные вещи, как приветственный адрес на имя Анатолия Луначарского от московского Госцирка, нарисованный в 1920 году мирискусником Василием Милиоти, или работы Сергея Судейкина, Николая Радлова, близкие к жанру политического плаката и карикатуры, в том числе «Цирк мадам Лиги наций» (1940) в изображении художников «Боевого карандаша» во главе с Валентином Курдовым.
Обилие материала в Корпусе Бенуа не скреплено ничем, разве что преобладающим ярким колоритом и интонацией бодрости, перенести которую с цирковой арены в музейные залы невозможно. Работающая до конца мая выставка наверняка будет пользоваться популярностью у зрителей, правда, на ее открытии живые клоуны публике были интереснее, чем нарисованные, и все стремились сфотографироваться с посетившим вернисаж Олегом Поповым.