18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Главный по графике

№41
Материал из газеты

Юбилейный, 25-й Салон рисунка, как всегда, станет местом встречи страстных знатоков-коллекционеров, разбавив традиционный уклад Salon du Dessin выбором почетного гостя — им впервые станет иностранный музей

Нынешний выпуск парижского Салона рисунка (Salon du Dessin) — юбилейный. Ровно четверть века главная в Европе специализированная ярмарка держит марку не только перед публикой, но и перед специалистами, ведь в Пале-Броньяр собираются лучшие галеристы в этом узком направлении, элита мирового рынка графики. В нынешнем году в Салоне рисунка принимают участие 39 галерей и сотни работ — от старых мастеров до современных художников.

Салон рисунка был создан в 1991 году по инициативе девяти парижских антикваров. Создан торговцами и для торговцев. Впервые он прошел в отеле George V, а спустя еще пару лет во французской компании начали появляться галереи из Великобритании, Германии, США, Швейцарии, и парижский салон стал международным. За эти годы современное искусство перевернуло арт-рынок с ног на голову: множатся ярмарки, побиваются рекорды. Но Салон рисунка — это тихая гавань. Здесь еще употребляют такие старомодные по нынешним временам понятия, как «страсть знатока-коллекционера», а перед специальным стендом с анонимными работами почтенные дамы и господа могут часами дискутировать, пытаясь угадать в них шедевры: а вдруг Шарль Лебрен все же закрутился и забыл поставить свою подпись?

Лист без атрибуции, равно как и лист, переживший не одну реставрацию, к участию в основной программе не допустят: за качеством отборочный комитет следит строго, потому что это главный козырь парижской ярмарки. Исторически ориентир был взят исключительно на антиквариат. Старых мастеров, например итальянского живописца XVII века Сальватора Розу (небольшая гравюра Аллегория времени), нужно искать на стенде галереи из Нью-Йорка Pandora Old Masters. Другого известного итальянца XVI века Паоло Фаринати (Аллегория Венеции) — у парижской галереи Galerie Nathalie Motte Masselink, живописца и графика XVII века из Нидерландов Антони Ватерлоо (редкий лист Ива у ручья) — у амстердамской Haboldt Pictura. Но подлинных, надежных произведений на рынке с каждым годом становится все меньше, поэтому салон естественным образом молодеет. Сегодня более трети работ датируется концом XIX — началом XX века и не менее 15% составляют произведения авторов второй половины XX века.

Иностранные коллекционеры приезжают в Пале-Броньяр в первую очередь за французскими именами: здесь неизменно подбирается сильная компания местных художников. Богатый выбор живописцев и графиков XVIII–XIX веков из года в год представляет Galerie de Bayser, ее владелец Луи де Байзер — президент Салона рисунка. Еще один старейший участник ярмарки и антиквар в третьем поколении — Жан-Франсуа Барони. У него на стенде — французский пейзажист XVIII века, планировщик королевских садов и хранитель Лувра (впрочем, сегодня там хранятся его работы) Юбер Робер. У бельгийской Éric Gillis Fine Art — главные французские рисовальщики конца XIX — начала XX века Эдгар Дега и Анри де Тулуз-Лотрек плюс незаслуженно менее известный Луи Легран. Из графиков Парижской школы — Цугухару Фудзита (Леонар Фужита) у лондонской галереи Aktis, Соня Делоне у парижской Paul Proute.

Своей страстью организаторы Салона рисунка, среди которых старейшие французские галеристы Эрве Аарон, Жан-Франсуа Барони, Луи де Байзер, Бертран Готье и другие уважаемые люди, заразили и город. Вот уже 16 лет одновременно с cалоном в Париже проходит Неделя рисунка: около двух десятков музеев открывают двери в свои кабинеты графики. С 2010 года в рамках Салона рисунка начали вручать Prix Guerlain — Премию Фонда Даниеля и Флоранс Герлен. Семейная чета меценатов и коллекционеров ежегодно отмечает лучшие произведения современной графики. В прошлом году среди номинантов был российский художник Павел Пепперштейн, но главный приз ушел к шведу Йокуму Нордстрему. В этом году в тройке претендентов художница из Германии Яна Гунстхаймер, калифорниец Кэмерон Джеми, француженка Анн-Мари Шнейдер.

В качестве почетного гостя юбилея впервые приглашен иностранный музей — уникальную выставку в рамках Салона рисунка представит Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В Париж из Москвы приедет более 20 шедевров — сливки музейной коллекции графики. От западноевропейской школы будут Пармиджанино, Джорджо Де Кирико, Жан-Батист Патер. Русский десант — мечту любого коллекционера — составят Александр Дейнека, Александр Куприн, Леон Бакст, Александр Родченко, Александр Бенуа, Зинаида Серебрякова.

Salon du Dessin
Palais de la Bourse – Palais Brongniart,
Place de la Bourse, 75002 Paris

30 марта – 4 апреля
www.salondudessin.com

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+