18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский и голландский романтизм: найдите десять отличий

Течение романтизма, зародившееся в Германии в конце XVIII века, возникло как реакция на эпоху Просвещения. И если последнее опиралось на культ разума и порядка, то романтики поклонялись природе и ставили во главу угла чувства человека. Эта философия вскоре охватила все виды искусства: литературу, музыку и, конечно, изобразительное искусство, обретя в каждой стране свои национальные черты.

Искусство Нидерландов первой половины XIX века, в отличие от французского, немецкого или английского, практически не знакомо российскому зрителю. И можно смело заявить, что выставка, которая откроется в Третьяковской галерее, — это первая встреча с голландскими романтиками, которые, опираясь на традиции, заложенные «великими» и «малыми» голландцами, создали свой новый образ мира. Если в XVII веке природа часто выступала обрамлением столь любимых голландцами жанровых сценок, то в XIX-м она стала главным действующим лицом. Зато голландские художники сохранили присущую им любовь к деталям. Так, в натюрмортах одного из самых известных живописцев Голландии начала XIX века Георга ван Оса (1782–1861), работавшего на Севрской фарфоровой мануфактуре, с тщательностью, достойной ученого-ботаника, выписаны все детали цветов, фруктов и насекомых, что в то же время не мешало ему видеть природу в целом, во всем ее богатстве.

Все экспонаты, которые приедут в Москву, происходят из собрания бельгийского коллекционера Джефа Радемакерса, который считается крупнейшим в Европе собирателем голландской и фламандской живописи XIX века, а также произведения из Музея Тейлора в Харлеме. Это старейший музей в Нидерландах, открывшийся в 1784 году, где, помимо уникальных коллекций окаменелостей, старинных инструментов, медалей и монет, хранится и богатое собрание живописи.

Всего на выставке будут показаны 52 работы, как голландских художников эпохи романтизма, так и их русских современников: Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина, Максима Воробьева, Ивана Айвазовского. Собранная по принципу сравнительно-стилистического показа, выставка, несомненно, увлечет зрителя возможностью сопоставления двух национальных прочтений романтизма, тем более что и сюжетный диапазон подобранных экспонатов это позволяет: здесь и портреты, и пейзажи, и марины, и натюрморты, и жанровые композиции. Можно сравнить, например, женские портреты Корнелиса Круземана (1797–1857) и Золотошвейку Тропинина, лесные пейзажи Баренда Корнелиса Куккука (1803–1862) и Сильвестра Щедрина.

Государственная Третьяковская галерея
Больше чем романтизм. Русская и голландская живопись первой половины XIX века

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+