Игривое дыхание весны чувствуется и в женских портретах Анатолия Зверева, и в проекте, посвященном студенческой жизни разных поколений, да и «Ветер в открытое окно» Андрея Жевакина явно весенний, не без ню.
Женский портрет широко прославил Анатолия Зверева (1931–1986), художника принципиально неофициального, но истинно народного. Эти виртуозные портреты особенно ценятся коллекционерами и немедленно узнаются в альбомах или на выставках. Но до последнего времени не было попыток отобрать лучшие, эталонные произведения. Музей АЗ (Москва, 2-я Тверская-Ямская ул., д. 20–22) представляет зверевский портрет сразу в нескольких ракурсах и сочетаниях. Задолго до рождения моментальной, «мобильной» фотографии Зверев открыл эффект мгновенного кадра. Его графические черно-белые листы — это за доли секунды схваченные черты модели, самые тонкие душевные движения. Такого рода «мгновениям», вдохновенным порывам, будет посвящен отдельный раздел экспозиции. Среди многочисленных зверевских красавиц особо выделяются те, чьи прообразы известны доподлинно. Более того, многие модели оставили захватывающие воспоминания о сеансах их портретирования.
Открытость всему новому, диалогичность, ассоциативность — вот важные черты зверевских женских портретов, которые позволили поставить их рядом с самыми интересными и близкими по духу творениями более чем за полторы тысячи лет европейской цивилизации.
Конечно, портреты Зверева невозможно оторвать от той среды, в которой они рождались. Это было драматичное, переломное послевоенное время. Казалось, рафаэлевская гармония была окончательно похоронена под страшными руинами войны, оставив искореженные тела и изуродованные лица. Но неожиданно в 1950-е годы возникает новая генерация художников, увидевших красоту в хаосе, божественную прелесть среди разрухи и отчаяния. Женские портреты Анатолия Зверева — предвестники ренессанса человечности, веры в силу добра и сострадания, с которыми связана эпоха оттепели. Живительная для второй половины ХХ века линия — восхищение и поклонение женской красоте — выявлена у Зверева с такой силой и глубиной, на какую только и был способен гений, открывающий новую эпоху в искусстве.
Подробнее на museum-az.ru/
Центр фотографии имени братьев Люмьер (Москва, Болотная наб., д. 3, стр. 1) представляет выставку, посвященную жизни российского-советского студенчества. Опираясь на фотографический материал, а также на кинохронику, печатные архивы, художественную литературу и кинематограф, Gaudeamus затрагивает все, что было в жизни каждого студента в нашей стране: от общежитий до академических аудиторий, от стройотрядов и студтеатров до сессий и КВН. Проект рисует картину студенческой жизни разных поколений, со времен всероссийских студенческих забастовок начала ХХ века и до восстановления празднования дня святой Татьяны в 1995 году, рассказывает о главных вузах страны и о судьбе их знаменитых выпускников. В выставку вошли материалы университетских архивов и исторических фондов, более 100 винтажных и современных фотографических отпечатков лучших отечественных фотографов ХХ века: Якова Халипа, Аркадия Шайхета, Михаила Трахмана, Владимира Лагранжа и многих других.
Подробнее на www.lumiere.ru
Галерея «ТНК Арт» (Москва, ул. Долгоруковская, д. 6) представляет персональную выставку Андрея Жевакина. В экспозиции более 50 живописных произведений, охватывающих разные этапы творческого пути художника, выполненные в различных жанрах изобразительного искусства: пейзажи, натюрморты, философско-аллегорические композиции, ню.
Подробнее на www.tnkart.ru
По материалам пресс-релизов.