Тяжба между нью-йоркской галереей Knoedler, ее материнской компанией 8-31 Holdings и коллекционерами Доменико и Элеонорой де Соле, обвинившими галерею в намеренной продаже им за $8,5 млн поддельной картины Марка Ротко, после двух с половиной недель судебного разбирательства завершилась соглашением сторон. Чета де Соле требовала выплаты им в качестве компенсации $25 млн — суммы, в три раза превышающей их убытки от покупки фальшивого Ротко. Деньги они могли получить, только доказав, что галерея нарушила закон О коррумпированных и находящихся под влиянием рэкетиров организациях. Условия достигнутого соглашения не раскрываются. Как рассказал юрист Дин Найсипер из Wither Worldwide, «когда стороны приходят к соглашению, они всегда оценивают риск того, что присяжные заседатели не встанут на их сторону, сопоставляя его с суммой, которую им заплатят (по условиям соглашения. — TANR)». В случае иска супругов де Соле такой риск был весьма велик: для победы необходимо было доказать, что галерея Knoedler и ее директор Энн Фридман продали им подделку, заведомо зная, что картина не подлинная, а доказать наличие преступного умысла в суде непросто.
В пользу истцов, впрочем, свидетельствовали показания бухгалтера-криминалиста Роджера Сиферта, сообщившего, что только продажа подделок позволяла галерее оставаться на плаву в последние 15 лет. Эксперты, консультировавшие галерею, также заявили о том, что они предупреждали Фридман о своих сомнениях относительно подлинности картин. Сотрудники галереи, занимавшиеся исследованиями произведений, сообщили, что не смогли найти ни одного документа, подтверждающего происхождение работ. Кроме того, фальшивые картины Энн Фридман покупала у арт-дилера с Лонг-Айленда Глафиры Росалес по ценам, сильно ниже рыночных. При таких тревожных звоночках, заявила в суде эксперт в области торговли искусством Марта Пэрриш, уважаемый дилер должен «бежать со всех ног». Однако имелись факты и в пользу обвиняемых. Так, Фридман располагает письмом из Национальной галереи с сообщением о намерении музея включить работу, проданную де Соле, в возможное издание дополнительного каталога-резоне Ротко. А бывший реставратор Фонда Ротко Дана Кранмер изучала некоторые картины из коллекции галереи Knoedler и, несмотря на то, что не подтверждала их подлинности, использовала в отчетах для Фридман такие слова, как «настоящий».
Адвокат галереи пояснил, что достигнутое в этом судебном процессе соглашение никак не повлияет на исход еще четырех судебных исков, выдвинутых против галереи. Knoedler закрылась в 2011 году в связи с обвинениями в продаже фальшивых произведений искусства, среди которых были картины якобы Марка Ротко, Джексона Поллока. Всего с 1994 по 2011 год было продано подделок на $70 млн. Галерея Knoedler приобрела у Глафиры Росалес 40 подделок, изготовленных китайским художником Пей Шеньцянем, который избежал суда, улетев в Китай. Глафира Росалес в 2013 году признала себя виновной в продаже 60 поддельных работ нью-йоркским галереям, уклонении от налогов и отмывании денег.