18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Они первыми решились показывать искусство вне галерейных стен

№42
Материал из газеты

Главы Artangel, пионеры паблик-арта, о своих самых ярких проектах за 25 лет

Джеймс Лингвуд и Майкл Моррис празднуют четверть века на посту директоров художественной организации Artangel, которая рискнула вывести искусство на внегалерейные просторы. Основанная в 1985 году Роджером Туком, бывшим директором Barbican Art Gallery, Artangel с самого начала ориентировалась именно на заказы новаторских работ. Возникновение директорского тандема Лингвуда и Морриса в 1991 году имело огромный резонанс как у публики, так и в среде критиков. Их дебютом стала работа немецкого художника Стефана Балкенхола — натуралистичная человеческая фигура на буйке на Темзе. О покачивающемся на воде теле бдительные граждане не раз сообщали в спасательные службы. Это, пожалуй, один из самых ярких примеров оригинального и вместе с тем популистского подхода к искусству, который Джеймс Лингвуд и Майкл Моррис все эти годы проповедовали в Artangel. Они оба были кураторами Института современного искусства в Лондоне, где, по словам Лингвуда, поняли, что художники «в поисках путей творческого самовыражения и новых практик стремятся выйти за привычные стены музея или галереи». «Им нужна такая организация, как Artangel, чтобы развивать эти идеи и воплощать в жизнь амбициозные творческие планы», — объясняет он. Смысл был в том, дополняет Моррис, что различные площадки могли «предложить художникам широкую аудиторию, а не узкий круг посетителей музеев и галерей — так, в общем-то, и получилось».

Справка

В Лондоне и за его пределами: два проекта Artangel

Мэтью Барни.
«Кремастер-4». 1995. Лондон

Лингвуд вспоминает, что до знакомства с Барни они не знали о кремастере — особой мышце в мошонке. Собственно, поэтому в Artangel и согласились «снимать фильм на острове Мэн с участием трех невероятных женщин-бодибилдерш, четырех опытных мотоциклистов и самого Мэтью, похожего на танцующего сатира».

Бен Риверс.
«Небеса трепещут, и земля дрожит, а глаза вовсе не братья». 2015.
Лондон и пригороды

Фильм снимался на двух съемочных площадках — эта линия была вписана в нарратив ленты Бена Риверса. По словам Майкла Морриса, проект «распространился на несколько площадок и сцен». «В самом начале работы Artangel мы не могли себе позволить такого, а теперь можем», — говорит Моррис.

Еще…

Умение вписывать яркие, подчас скандальные образцы современного искусства в знаковые места быстро превратилось в отличительную черту Artangel. Но сегодня делать это становится все труднее. В спину дышат конкуренты, «потому что теперь все пытаются предложить что-то новое и оригинальное», говорит Лингвуд, плюс «возникает вопрос, можно ли монетизировать это искусство, получать доход с таких городских пространств». Сама Artangel тоже изменилась: теперь она больше работает с киноиндустрией и СМИ и международными проектами, среди которых трехчастная скульптурно-архитектурная работа Кристины Иглесиас в Толедо и сотрудничество с Майком Келли в 2010 году в его родном Детройте.

Директора Artangel прекрасно умеют привлекать спонсоров и меценатов, и их организация, благотворительная по сути, получает деньги от налогоплательщиков (грант Художественного совета составляет £825 тыс. в год) и частных лиц из Великобритании и США.

На вопрос, есть ли у них любимчики среди более 100 проектов Artangel, Лингвуд и Моррис отвечают, что это все равно что спросить у родителей, кого из детей они больше любят. По их словам, они одинаково гордятся и работами, «которые всем запомнились, такими как Дом Рейчел Уайтрид, Оргривская битва Джереми Деллера, Разрушение Майкла Лэнди, фильм Ось Клио Барнард», и «проектами, которые прошли практически незамеченными, но все же оставили свой след в истории искусства».

Сегодня тандем Моррис — Лингвуд работает над крупным проектом с Майком Нельсоном — но, уверяют они, это не скандальное предложение художника переделать старый жилой комплекс Heygate Estate в Южном Лондоне в пирамиду.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+