В Государственном центре современного искусства в Москве открылась выставка номинантов на премию «Инновация», в фокусе которой, при отсутствии центральной номинации, оказались «Региональный проект» и «Новая генерация». Из пяти региональных проектов, выдвинутых в этом году на премию, четыре имеют прямое отношение к деятельности ГЦСИ. В связи с этим TANR решила вспомнить, кто, кроме филиальной сети ГЦСИ, поддерживает жизнь современного искусства вдали от двух главных центров художественной жизни — Москвы и Санкт-Петербурга. Оказалось, что большую роль в развитии местной сцены играют галереи. Как в 1990-е годы в столице, они нередко оказываются единственной городской площадкой, показывающей современное искусство, а заодно и образовательным центром, и часто единственным коммерческим пространством, призванным создать в городе или регионе рыночную ситуацию. Мы собрали семь самых заметных региональных галерей современного искусства.
Алиса Багдонайте
Куратор ЦСИ «Заря», член экспертного совета премии «Инновация»
Основное отличие положения художественных институций в регионах от положения столичных институций, пожалуй, в том, что у художников, которые занимаются современным искусством в регионах, меньше институциональных возможностей. У этого фактора есть самые разнообразные последствия: от неумения работать с кураторами или незнания публикой художников своего города и времени до сложности обращения к архивам художников и сохранности коллекций. Печально сознавать, что очень многое будет утрачено до того момента, пока к тому, что осталось за кадром, будет снова обращен чей-то взгляд.
Евгения Ножкина
Резидент ВЦСИ, участница проекта «Наблюдения открытого пространства», выдвинутого на премию «Инновация» в номинации «Региональный проект современного искусства»
В отличие от молодых художников в Москве или Санкт-Петербурге, нам, воронежцам, нужно переезжать из своего города для того, чтобы получить неакадемическое образование. Хотя сейчас, спасибо Интернету, мы можем слушать лекции, смотреть занятия и так далее, но без обратной связи. В Воронежском центре современного искусства, резидентом которого я являюсь, мы сами начали проводить теоритические и практические занятия по современному искусству.
Еще один минус — в том, что в нестоличных городах мало, а иногда совсем нет мест, где можно посмотреть и выставить современное искусство. Художники ездят в Москву и Санкт-Петербурге для того, чтобы посмотреть выставку, например, Луиз Буржуа или Фриды Кало, которых не привезут в провинциальный город, у него просто нет финансирования.
В нестоличном городе, естественно, не так много художников, как в Москве, не так много людей, которые любят искусство, не так много тех, кто его понимает, не так много конструктивной критики, которая двигает его вперед. Но так как у нас не открывается по несколько выставок в день, а хорошо если одна в неделю, то можно посмотреть каждую, каждого художника заметят. Всегда приходят журналисты, большинство изданий публикует анонс выставки. Даже первая, еще не открывшаяся выставка молодого художника заранее становится событием в городе, но только в нашем.
Плюс в том, что молодой художник может экспериментировать, не боясь того, что его строго осудят. Нестоличный город более мягкий, молодого художника не жестко раскритикуют, а подскажут — и словом, и делом. Для меня Воронеж — идеальное место работы.
Алиса Прудникова
Комиссар Уральской индустриальной биеннале, директор Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства, выдвинута на премию «Инновация» в номинации «Региональный проект современного искусства»
Мне кажется, самый главный плюс работы в региональной институции — это заметность результата. Так получилось, что я уже десять лет руковожу филиалом ГЦСИ в Екатеринбурге и вижу удивительную динамику художественного процесса, в котором ГЦСИ стал одним из главных драйверов процесса развития современной культуры в регионе. Собственно, вся конкуренция между территориями разворачивается сегодня вокруг качества культурного продукта: кто и что способен предложить в плане не только проектов, но и уровня аудитории, которая здесь живет. В этом смысле в Екатеринбурге исторически мощная ситуация с большим классическим университетом, сильной гуманитарной школой и даже городской академией современного искусства.
Создавать большие международные проекты вне столичной ситуации — это работа с разными сообществами, которые должны стать твоими единомышленниками. Это показывает опыт Уральской индустриальной биеннале, главная задачая которой — обозначить Екатеринбург, да и Урал в целом, на культурной карте мира. Сложнее всего сделать своими союзниками бизнес-партнеров и убедить их в том, что такой путь к статусу глобального города самый эффективный и короткий.
Название первой в Воронеже галереи расшифровывается как «Художники, литераторы, артисты, музыканты» и отсылает к литературному кафе, существовавшему в начале ХХ века в Киеве. Воронежская галерея возникла в 2008 году. Ее создатель Алексей Горбунов интересовался современным искусством с 1970-х годов, но пространство удалось получить только в 2003-м, а сделать в нем галерею — лишь спустя пять лет. С 2009 по 2014 год, по его словам, случались редкие продажи, а цены варьировались от 20 до 1 тыс. у.е.; сейчас продажи прекратились совсем.
«При открытии галереи Х.Л.А.М. я прекрасно понимал, что работать придется на энтузиазме, экспонируемое искусство будет практически непродаваемым, а при общем консервативном повороте — тем более. Но отсутствие рыночной перспективы, конечно, не означает необходимость сворачивания. Я отдаю себе отчет в происходящем, и Х.Л.А.М. будет продолжать свою деятельность. Современное искусство, как известно, дает ощущение свободы», — комментирует Алексей Горбунов.
Галерея показывает как воронежских художников старшего поколения, самый известный из них — Сергей Горшков, так и более молодых художников. Например, на прошлогодней ярмарке Cosmoscow на стенде галереи были представлены лауреаты премии «Инновация» разных лет Арсений Жиляев и Илья Долгов.
«Наши художники признаны в столицах и за рубежом, но не в Воронеже. В Воронеже наших художников, за редким исключением, не приглашают выставляться в музеи или на других площадках, ни одного коллекционера здесь не появилось. Главной трудностью или, скорее, препятствием для развития современного искусства, на мой взгляд, является отнюдь не недостаток у кого-то там денег, и даже не консервативное художественное образование и неосведомленность, а простая человеческая пошлость. Повсюду доминирует самодовольное, величественное отношение к искусству. С этим ничего не поделаешь, так как пошлость, скорее всего, более жизненна, вульгарность — явление всемирное. Мне приходилось видеть в России очень мало людей, испытывающих личную и искреннюю потребность в новейшем искусстве. Причем — что очень важно — людей, которые не являются при этом ни художниками, ни дилерами, ни специальными обозревателями», — отмечает Горбунов.
Появление галереи Х.Л.А.М способствовало развитию искусства и художественных институций в Воронеже. Спустя год после ее открытия в городе прошла выставка «Дальше действовать будем мы!», организованная Воронежским центром современного искусства (ВЦСИ) — инициативой Ильи Долгова, Арсения Жиляева, Николая Алексеева и Ивана Горшкова, существующей до сих пор.
Галерея Red Gift была задумана как продолжение деятельности художественной группировки ЗИП по созданию в родном городе привычной культурной среды. До появления галереи в Краснодаре уже несколько лет активно работал некоммерческий культурный центр «Типография», выросший из Краснодарского института современного искусства (КИСИ), основанного художниками ЗИП в собственной мастерской в одном из цехов заброшенной типографии. «Типографию» в последние несколько лет поддерживали два мецената — Николай Мороз и Евгений Руденко. Целью создания Red Gift было формирование арт-рынка в регионе, то есть создание ситуации, когда люди, желающие приобрести искусство, знают, куда им можно обратиться.
Пока что в Red Gift прошло всего две выставки, ее создатели планируют показывать больше живописных работ, которые лучше покупают. Главная сложность, по словам участника ЗИП и одного из создателей Red Gift Эльдара Ганеева, состоит в привлечении в галерею не только молодых людей, которые и без того активно посещают «Типографию», но и «платежеспособных посетителей». По его мнению, коллекционерами могли бы стать «какие-то местные бизнесмены, которые вдруг полюбят или как-то придут к пониманию современного искусства».
Галерея «Виктория» была основана Леонидом Михельсоном в 2005 году, за четыре года до создания его же фонда «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C). Галерея активно сотрудничает с местными авторами — в разное время в ее выставках участвовали родившиеся в Самаре Андрей Сяйлев, Света Шуваева, Владимир Логутов и Александр Веревкин. Кроме поддержки художников, галерея выполняет просветительские функции, там часто проходят привозные выставки из столичных музеев или из их собраний.
Арт-директор галереи Виолетта Вехаева так комментирует соотношение рыночной и просветительской задач галереи: «Пока для нас первична культуртрегерская функция. В галерее проходит много образовательных проектов. Надеемся, что эти проекты косвенно влияют на развитие рынка и помогут вырастить зрителя, способного не только воспринимать искусство, но и в дальнейшем его приобретать. В провинции с рынком современного искусства сложно. На современное искусство не только отсутствует спрос, но и адекватного предложения тоже нет. Образованные молодые люди ценят современное искусство, но не могут его себе позволить. Цена за работу самарского современного художника в несколько раз превышают средний ежемесячный доход. Для экспериментального искусства это очень дорого, и люди не решаются тратить на него много денег. Поэтому неудивительно, что основная масса людей предпочитает картины, выполненные в традиционной манере, потому что качество такой работы им проще оценить. Например, самарские коллекционеры предпочитают художников-шестидесятников, так как работы многих из них уже хранятся в местных музеях и прошли экспертную оценку искусствоведов. Поэтому продажи случаются очень редко. Художников современных приобретают иностранные гости или москвичи».
Ural Vision Gallery появилась в Екатеринбурге в 2012 году, ее основали бизнесмены Алла и Виктор Лощенко. В первый год галерея сотрудничала с Мариной Гисич, что позволило показать работы Евгения Юфита, Ольги Тобрелутс, Виталия Пушницкого и других известных авторов. Галерея довольно активно участвует в ярмарках — ездила на Cosmoscow, Viennafair и Artefiera в Болонье, а также недавно расширилась и открыла филиал в Будапеште.
«За время своего существования UVG Art Gallery собрала вокруг себя круг коллекционеров и любителей современного искусства, поэтому продажи в галерее есть даже во время кризиса. В то же время галерея выполняет культурные задачи, так как многие современные художники Санкт-Петербурга и Москвы впервые были показаны в Екатеринбурге благодаря UVG Art Gallery», — говорит арт-директор галереи Марина Альвитр. Галерея привозила не только работы российских авторов, но и зарубежных художников: например, в 2013 году там проходила выставка Тони Крэгга.
Галерея уличного искусства «Свитер» появилась в Екатеринбурге два года назад. Основной целью ее основателей — Степана Тропина и Алины Рахматулиной — было создание комфортного пространства для стритартистов, где те могли бы работать круглый год в мастерских, показывать новые работы, слушать и читать лекции. Располагается галерея в историческом здании первой половины XIX века.
«Основная наша деятельность — культурно-просветительская. Но и продажами мы планируем заняться активно. Это же чудесно, когда работа обретает новый дом! На данный момент интерес к покупкам работ возникает у людей, очень тесно связанных с искусством, например у художника, который коллекционирует работы интересных ему авторов», — говорит Алина Рахматулина. Галерея сотрудничает с местными авторами, способствуя развитию искусства в регионе.
Первоначально 16th Line, расположенная на территории бывшей макаронной фабрики, задумывалась как выставочное пространство, объединенное с винотекой, однако галерею удалось открыть раньше — в 2009 году, а в 2014 году ресторан и винотека закрылись. 16th Line основал бизнесмен и коллекционер Евгений Самойлов. Сначала в ней выставляли собрания серьезных европейских галерей. В тот период 16th Line показывала в Ростове-на-Дону работы Сары Лукас, Джонатана Мезе, Зигмара Польке и других известных во всем мире авторов. Потом Елена Олейникова попросила управляющего директора галереи и арт-центра «Макаронка» Татьяну Проворову помочь отобрать в Ростове группу художников для «Культурного альянса» (фестиваль «Белые ночи в Перми»). С тех пор галерея занялась ростовскими художниками, стала возить их на международные ярмарки, сделала ряд персональных выставок, дала возможность работать в мастерских на «Макаронке».
«Кстати, там же на „Макаронке“ ребята уже сами организовали творческие мастерские „Турнички“ (организатор — Лейли Асланова). С Лейли мы сделали в 2014 году серьезный обзорный проект про ростовское современное искусство с 60-х годов ХХ века до наших дней. Проект был показан в музее PERMM», — рассказывает Татьяна Проворова.
Как и все галереи из нашего списка, 16th Line совмещает несколько задач: просвещение, развитие арт-рынка и поддержка местных художников. В 2015 году для некоммерческих проектов был создан Фонд развития современного искусства и культуры «Дон», а за два года до этого появилось некоммерческое выставочное пространство «Макаронка», что, по словам Проворовой, позволит галерее заняться более коммерческими проектами.
Первая галерея в Нижнем Новгороде, «Толк» появилась благодаря знакомству круга уличных художников (Андрей Оленев, команда «Той» и художественный коллектив Muddlehood) с бизнесменом Рустамом Коренченко, который был впечатлен их работами в городе. Особенность художников «Толка» в том, что они не только работают на улице, но и отлично чувствуют себя в галерейном пространстве: создают живописные работы, графику, шелкографии и инсталляции.
В галерее проходили выставки как местных авторов, так и художников из Москвы, Петербурга, из Израиля и Швейцарии; в Ночь музеев французский арт-коллектив представил 24-часовой перформанс по поэме Введенского. Кроме выставок в собственном пространстве, галерея стремится выставляться и на других площадках. В частности, в прошлом году в Москве в галерее «Нагорная» прошла большая групповая выставка «Нижегородские романтики», а холст «Грехи» команды «Той» со стенда галереи на прошлой Cosmoscow приобрел в свою коллекцию аукционист Christie’s Андреас Румблер.
В ближайшем будущем «Толк» планирует расширить спектр представляемых техник и работать с декоративно-прикладным практиками. Первой в этом направлении стала выставка керамики Софии Израель «Многоэтажный мат».
«В России галерея не может быть просто магазином картин, она принимает на себя еще и бремя культурного центра», — говорит арт-директор галереи Анна Нистратова. Поэтому в «Толке» проходили всевозможные кинопоказы, лекции, круглые столы, мастер-классы и концерты. Недавно галерея вынуждена была оставить выставочное пространство на бывшем пивоваренном заводе, однако продолжает работать без постоянного места.