18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Желание быть испанцем

Есть музеи, изменяющие нас как зрителей. Таким местом для меня стал Прадо в Мадриде. Каждый раз я непременно нахожу здесь что-нибудь новое, неожиданное и не разочаровывающее. Всем известно, что ГМИИ им. А.С.Пушкина находится в процессе большой стройки и реконструкции. Поэтому закономерно, что мое внимание остро подмечает, как построены, реконструированы и решены пространства в разных музеях мира.

Мое нынешнее посещение Прадо не стало исключением. Я восхищалась работой архитекторов, сумевших гармонично реконструировать музей, занимающий огромную территорию. При этом Прадо за год посещают всего 2 млн человек. Когда я обратилась с вопросом к директору музея Мигелю Сугасу, как он оценивает эту цифру, он ответил: «Я не хочу быть Лувром. Для того чтобы принимать 9 млн посетителей в год, как Лувр, надо превратиться в большую машину, а мы хотим сохранить ощущение истинного музея…»

В Прадо созданы по-настоящему элегантные пространства. Безупречна входная зона, для которой найдено эффектное, но при этом лаконичное решение. Столь же сдержанны и одновременно артистичны его служебные территории. Особое впечатление на меня произвела библиотека, главным украшением которой стала роспись потолка Аллегория ордена Золотого руна работы Луки Джордано. Когда я пришла в зал библиотеки, там работали четыре человека, хотя, на мой взгляд, работать там сложно, хочется просто наслаждаться.

В Прадо всего две выставочные галереи. И те две выставки, которые я увидела — произведения Жоржа де Латура и Жана Огюста Доминика Энгра — это, на мой взгляд, безупречные экспозиционные проекты. Здесь идеально все: от работы кураторов до сценографии, цветовых решений залов и литературного стиля экспликаций. На всем лежит отпечаток богатейшей культуры в сочетании с испанской сдержанностью. Меня восхитили подбор вещей и развеска, например, когда на одной стене представлена картина, а чуть далее — два рисунка. И на удивление, такая стена прекрасно «держит» эти произведения, пространство не давит, наоборот, ты свободно в нем дышишь. Пожалуй, единственное, что царапнуло глаз — эскалаторы, ведущие в экспозиционные залы, ведь обычно музейная лестница выглядит более органично. Но подобное решение помогает посетителям музея двигаться по залам с постоянной коллекцией, не мешая тем, кто пришел на отдельные выставки.

Сегодня музей становится не только местом, где можно полюбоваться искусством и углубиться в свои размышления о прекрасном. У современного музея появляются все новые функции, в том числе очень серьезная — социальная. Прадо и в этом может служить уникальным примером. Я имею в виду проект для слабовидящих людей. Он уже снискал огромное количество восхищенных отзывов. Кураторы Прадо выбрали несколько шедевров из своей коллекции, а приглашенные музеем молодые специалисты из Бильбао создали тактильную версию живописных произведений, что позволило людям, лишенным зрения, впервые познакомиться в музее с шедеврами, о которых они только слышали.

У Прадо большие планы. Музей будет расширяться, появится еще несколько зданий. Таким образом, Прадо превратится в настоящий музейный квартал. Кроме того, в конце мая здесь откроется выставка, приуроченная к 500-летию со дня смерти Иеронима Босха. Ее ждут профессионалы и любители искусства во всем мире. Впрочем, Пушкинскому, находящемуся на реставрационном перепутье, тоже есть чем удивить зрителя в этом году.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+