В феврале две бывшие сотрудницы Christie’s запустили сервис The Clarion List — онлайн-справочник, предоставляющий бесплатные отзывы пользователей о багетных мастерах, арт-дилерах, менеджерах художественных фондов, рекламных агентствах и о других связанных с искусством бизнесах. Основательницы The Clarion List Джессика Пейндирис и Гайя Банович считают, что это своего рода «Yelp для художественных услуг».
«Мы делаем знаменитую своей непрозрачностью индустрию более открытой», — объясняет Пейндирис. Благодаря сайту clarion-list.com, говорит она, «вы можете найти множество вариантов, не имея знакомств среди инсайдеров арт-рынка, которые могли бы дать вам рекомендацию». Свой отзыв можно оставить анонимно или подписавшись. Сейчас на сайте размещены каталогизированные отзывы и рейтинги 2,4 тыс. компаний и лиц, предлагающих связанные с искусством услуги. Отзывы варьируются от хвалебных («Шелли знает о финансировании в искусство все, что только можно знать. Настоятельно рекомендую ее!» — пишет пользователь Artinny о финансовом консультанте Шелли Фишер) до разгромных («я скорее продам свою почку», — пишет другой пользователь о другом сервисе). Свобода высказывания потребителей защищается в соответствии с законодательством США, но при этом поставщики услуг имеют право отвечать на негативные отзывы в специально отведенном месте под комментарием.
«Мы хотим создать пространство, где люди могли бы делиться правдивой информацией», — говорит Джессика Пейндирис. Увеличение прозрачности художественных услуг — это важный тренд последних лет, пришедший вслед за усилением роли Интернета.