Судьба Конюшенного ведомства не просто сложна — она ярко демонстрирует те сложности, которые связаны в целом с сохранением старого Петербурга. Город, который на сегодняшний день является самым большим в мире памятником архитектуры, пережил две радикальные перемены политической системы, здания неоднократно теряли своих владельцев и приобретали новых.
В бывшем Конюшенном ведомстве в поздние годы советской власти располагался гараж ГУВД. Такая функция плохо сказывалась на состоянии здания, зато парадоксальным образом рифмовалась с изначальной.
Начиная с 2006 года здание сменило нескольких арендаторов, ни один из которых так и не взялся его восстановить. Последним инвестором Конюшенного ведомства выступала компания «Плаза Лотос Груп», подконтрольная предпринимателям Михаилу и Борису Зингаревичам. В 2013 году компанией было получено разрешение на реконструкцию здания под апарт-отель. Однако в 2015-м проект под давлением негативного общественного мнения был вынесен на Совет по сохранению культурного наследия, который постановил, что архитектурное решение не соответствует задачам сохранения памятника. Основная причина заключалась в том, что стасовские галереи, в которых и располагались конюшни, делились проектом временными перегородками на девять номеров. В то же время постройка пребывает в весьма плачевном состоянии, при отсутствии срочных мер по консервации ее необратимое разрушение — дело нескольких лет.
Город еще в прошлом году объявил о решении расторгнуть с «Оранж Девелопмент» инвестиционный договор, однако ни нового владельца, ни денег на реконструкцию не нашли.
Наконец на прошлой неделе стало известно, что Конюшенное ведомство будет передано Государственному музею истории Санкт-Петербурга. Музею действительно есть куда расти: небольших помещений в Петропавловской крепости явно мало для выставления его интереснейших архивов и фондов. Приспособление под эти цели здания Конюшенного ведомства, несомненно, потребует нетривиальных архитектурных решений. Одной из важных задач тут стало бы приспособление внутреннего двора под публичное пространство.
От представителей музея никакие комментарии по этому вопросу пока получены не были. По-прежнему открытым остается вопрос о финансировании работ по восстановлению и приспособлению здания под новые нужды.