18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

И платье «Мондриан» от Ива Сен-Лорана

«Мода и искусство» — очередной том из книжной серии «Теория моды», выпускаемой издательством «Новое литературное обозрение». Это обширный сборник статей и эссе, посвященный «столкновению искусства с модой и столкновению моды с искусством». Именно так определяют свою задачу редакторы книги, в которую вошли тексты не только именитых исследователей, но и художников, на практике осуществляющих синтез этих видов деятельности.

Впрочем, некоторые статьи и эссе из книги можно рассматривать в более широком контексте — как пространные размышления о принципах творчества, определяющего себя в сложных терминах, но тем не менее зависимого от массовой культуры и конъюнктуры рынка идей. На это, кстати, указывает тот факт, что почти во всем сборнике отдается предпочтение топовым именам и явлениям.

Диана Крейн, автор одной из лучших статей тома, сразу же ставит акцент на престижность: «…Я сосредоточу свое внимание на авторах, работающих в наиболее престижных сферах для каждого из занятий. В отношении дизайна одежды это будут модельеры, работающие в сфере высокой моды и производства люксовой одежды. […] В отношении художников это будут те, чьи работы экспонируются в престижных художественных галереях и музеях в главных художественных центрах и продаются на главных аукционах».

При этом составители решили не ограничиваться историко-биографическими очерками и призвали к участию авторов, которые используют антропологический, социологический или культурологический подходы. В книге раскрывается множество тем в диапазоне от исследования образа одетого тела в европейской культуре до описания новейших артефактов мира моды, вдохновленных идеями «деконструктивизма» и, в общем-то, не предназначенных для обиходного использования. Среди таких — работы Хуссейна Чалаяна или покойного Александра Маккуина, в которых граница между «модой» и «искусством» становится довольно условной.

Книга открывается статьей «Мода», где известная исследовательница Валери Стил (в энэлошной серии «Теория моды» выходила ее книга «Корсет») в более или менее общих чертах рисует историю взаимоотношений понятий, вынесенных в заглавие сборника. Остальные авторы движутся в намеченной ею логике, то безоговорочно следуя ей, то демонстративно отклоняясь.

Точка отсчета, взятая Валери Стил, — англичанин Чарльз Фредерик Ворт, открывший в 1858 году модный магазин на улице Рю де ла Пэ, бывшей одним из модных центров Парижа в середине позапрошлого века. В отличие от многих своих предшественников, Ворт категорически отказывался воспринимать себя в качестве ремесленника или портного, предпочитая говорить о себе как о художнике, а о своих работах — как о высоком искусстве. Безусловно, для консервативной публики (и со стороны искусства, и со стороны моды) это было скандалом, но многим — особенно клиентам Ворта — такая позиция импонировала.

В статьях Валери Стил и других авторов (например, Адама Гечи, который пользовался методологией Ролана Барта, чья работа «Система моды» и сегодня является настольной книгой культурологов) Чарльз Фредерик Ворт предстает бодлеровским «художником современной жизни», черпающим вдохновение «из сокровищницы высокого искусства прошлого», которое больше не ограничивается музеем, но искусно вплетается в повседневную жизнь Парижа, этой столицы раннего модерна.

В другой статье сборника — ее написала Нэнси Трой — рассматривается обратная перспектива: то, как fashion-индустрия апроприирует отдельные произведения модернистского искусства, и что из этого получается. В качестве примера исследовательница рассматривает явление, которое можно назвать «коллизией Мондриана». Имеется в виду многолетнее стремление множества модельеров приспособить знаменитые квадраты нидерландского (а позднее американского) художника Пита Мондриана, поместив их на свои вещи (при этом, как пишет Трой, интерес самого Мондриана к моде исчерпывался приглашением в свою мастерскую молодых манекенщиц).

Стелла Брауни первой рискнула обратиться к мондриановским квадратам в 1945 году, но ее утилитарная техника ни к чему хорошему не привела: модельер использовала только идею геометричности, не особенно вникая в тонкости мондриановского подхода (в частности, «геометрический рисунок Брауни ориентирован по диагонали, чего Мондриан бы никогда не допустил»). Как известно, поистине сногсшибательного результата достиг лишь Ив Сен-Лоран, выпустивший знаменитые платья «Мондриан», которые произвели фурор в модной индустрии 1960-х годов. Виртуозной техникой и стремлением к нестандартным художественным решениям Сен-Лоран вовлекает себя в дискуссию о проблематике «произведения искусства как абсолютного товара», которую Вальтер Беньямин связывал с творчеством Шарля Бодлера.

Сборник «Мода и искусство», впрочем, не ограничивается временем модерна, которое остается чем-то вроде belle époque для «системы моды» в ее сегодняшнем понимании. Отдельный интерес представляют эссе, посвященные постмодернистским модельерам Иссею Мияке и уже названному Хуссейну Чалаяну. В их работе грань между художником и модельером стирается, а само представление о месте тела в (социальном) пространстве радикально пересматривается.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+