18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Новая скупая роскошь». Экономно, экологично и... с юмором

Куратор проекта New Luxuries: Less+More in an Age of Austerity/Новая роскошь. Голландский дизайн в эпоху аскетизма — одна из основателей амстердамской студии дизайна Droog Ренни Рамакерс — привезла в Москву 50 объектов, которые знакомят с культурой посткризисного потребления: экономичной, экологичной и… ироничной. Droog по-голландски значит «сухой». Так в 1993 году создатели студии (историк дизайна Ренни Рамакерс и дизайнер Гийс Бакер) определили свое отношение к дизайну, и с тех пор под этим брендом появляются вещи, отмеченные лаконизмом, изобретательностью и юмором, который должен обеспечить особый эмоциональный контакт с владельцем даже самого обыденного предмета, будь то шкаф, стул или обычная солонка.

Студия, хоть и является формально голландской, сотрудничает с дизайнерами со всего мира, в том числе с такими звездами, как американец Стефан Загмайстер. В штате же студии постоянно работает всего два человека, остальные специально приглашаются для каждого нового проекта. «Требования ко всем кандидатам — оригинальная концепция и легкое сумасшествие», — поясняет Рамакерс. Этот принцип оказался ключом к успеху компании: многие объекты Droog стали иконами дизайна 1990-х, например люстра 85 лампочек (Руди Грауман) или комод из кучи стянутых ремнем ящиков (Тейо Реми). По мнению Рамакерс, подобные вещи являются своего рода комментариями к изобилию, чрезмерному потреблению, претенциозности, сопровождающими работу дизайнера. Точнее, сопровождавшими: экономический кризис последних лет кардинально изменил эту ситуацию, и в 2000-х самоограничение стало не просто игровым творческим риемом, но вынужденной мерой, с которой столкнулись многие дизайнеры и их заказчики. В этих условиях работа Droog со вторсырьем, устаревшими и ненужными предметами стала привлекать еще больше внимания.

Помимо проектирования, студия Droog занимается и разными образовательными проектами, публикует свои тексты и регулярно устраивает передвижные выставки собственной коллекции, в которой сегодня около 200 предметов более ста дизайнеров. Как объяснила директор Московского музея дизайна Александра Санькова, выставка в Манеже уникальна тем, что собиралась в сотрудничестве с российской командой и рассчитана именно на отечественного зрителя, к «скупой» голландской роскоши непривычного. Санькова утверждает, что проект футуристический и что «новая роскошь» — это то, с чем еще придется иметь дело, когда запас природных ресурсов будет окончательно исчерпан.

Действительно, фигурирующая в подзаголовке «эпоха аскетизма» с потребительским размахом нашей столичной жизни пока не ассоциируется. Однако экономисты прогнозируют голодные годы, и, кто знает, может, московским любителям роскоши прививка голландской скромности окажется в скором времени весьма полезна… Рамакерс смиренно проповедует: «Настоящая роскошь в нашем шумном мире — это не золото, бриллианты и мрамор, а тишина, комфорт, удобство, любимые вещи, дела и люди».

Музей дизайна с самого начала заявлял о своей просветительской миссии, взять хотя бы пока не реализованную идею мобильного музея-автобуса, курсирующего по городам и весям. В рамках выставки Новая роскошь проходят лекции дизайнеров — участников проекта и куратора, рассказывающих о своих принципах проектирования, сегодняшней этике потребления, о бережном отношении к природе и материалам. И о том, что именно своеобразие авторского приема, а вовсе не избыточная дороговизна производства характерны для современного luxury-дизайна.

Московский музей дизайна/МВО «Манеж»
New Luxuries/ Новая роскошь
Москва
До 12 января

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+