18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Новая скупая роскошь». Экономно, экологично и... с юмором

Куратор проекта New Luxuries: Less+More in an Age of Austerity/Новая роскошь. Голландский дизайн в эпоху аскетизма — одна из основателей амстердамской студии дизайна Droog Ренни Рамакерс — привезла в Москву 50 объектов, которые знакомят с культурой посткризисного потребления: экономичной, экологичной и… ироничной. Droog по-голландски значит «сухой». Так в 1993 году создатели студии (историк дизайна Ренни Рамакерс и дизайнер Гийс Бакер) определили свое отношение к дизайну, и с тех пор под этим брендом появляются вещи, отмеченные лаконизмом, изобретательностью и юмором, который должен обеспечить особый эмоциональный контакт с владельцем даже самого обыденного предмета, будь то шкаф, стул или обычная солонка.

Студия, хоть и является формально голландской, сотрудничает с дизайнерами со всего мира, в том числе с такими звездами, как американец Стефан Загмайстер. В штате же студии постоянно работает всего два человека, остальные специально приглашаются для каждого нового проекта. «Требования ко всем кандидатам — оригинальная концепция и легкое сумасшествие», — поясняет Рамакерс. Этот принцип оказался ключом к успеху компании: многие объекты Droog стали иконами дизайна 1990-х, например люстра 85 лампочек (Руди Грауман) или комод из кучи стянутых ремнем ящиков (Тейо Реми). По мнению Рамакерс, подобные вещи являются своего рода комментариями к изобилию, чрезмерному потреблению, претенциозности, сопровождающими работу дизайнера. Точнее, сопровождавшими: экономический кризис последних лет кардинально изменил эту ситуацию, и в 2000-х самоограничение стало не просто игровым творческим риемом, но вынужденной мерой, с которой столкнулись многие дизайнеры и их заказчики. В этих условиях работа Droog со вторсырьем, устаревшими и ненужными предметами стала привлекать еще больше внимания.

Помимо проектирования, студия Droog занимается и разными образовательными проектами, публикует свои тексты и регулярно устраивает передвижные выставки собственной коллекции, в которой сегодня около 200 предметов более ста дизайнеров. Как объяснила директор Московского музея дизайна Александра Санькова, выставка в Манеже уникальна тем, что собиралась в сотрудничестве с российской командой и рассчитана именно на отечественного зрителя, к «скупой» голландской роскоши непривычного. Санькова утверждает, что проект футуристический и что «новая роскошь» — это то, с чем еще придется иметь дело, когда запас природных ресурсов будет окончательно исчерпан.

Действительно, фигурирующая в подзаголовке «эпоха аскетизма» с потребительским размахом нашей столичной жизни пока не ассоциируется. Однако экономисты прогнозируют голодные годы, и, кто знает, может, московским любителям роскоши прививка голландской скромности окажется в скором времени весьма полезна… Рамакерс смиренно проповедует: «Настоящая роскошь в нашем шумном мире — это не золото, бриллианты и мрамор, а тишина, комфорт, удобство, любимые вещи, дела и люди».

Музей дизайна с самого начала заявлял о своей просветительской миссии, взять хотя бы пока не реализованную идею мобильного музея-автобуса, курсирующего по городам и весям. В рамках выставки Новая роскошь проходят лекции дизайнеров — участников проекта и куратора, рассказывающих о своих принципах проектирования, сегодняшней этике потребления, о бережном отношении к природе и материалам. И о том, что именно своеобразие авторского приема, а вовсе не избыточная дороговизна производства характерны для современного luxury-дизайна.

Московский музей дизайна/МВО «Манеж»
New Luxuries/ Новая роскошь
Москва
До 12 января

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+