«Архаическая статуя Коры. Выставка одного шедевра из Музея Акрополя» в Государственном Эрмитаже начинает Год Греции в России. По этому случаю на вернисаже 7 апреля присутствовали не только директора двух музеев — Михаил Пиотровский и Димитриос Пандермалис, но и министры культуры обеих стран — Владимир Мединский и Аристидис Балтас, а также губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и Михаил Швыдкой, занимающий должность спецпредставителя президента России по международному культурному сотрудничеству.
До начала октября в Римском дворике в Новом Эрмитаже, где показывается античная коллекция музея, будет выставлена скульптура, найденная в 1886 году на афинском Акрополе. Всего там было раскопано около 200 статуй кор. Известная под инвентарным номером 670 — одна из лучших среди них. Выполненная аттическим скульптором в 520–510 годах до н.э., она относится к числу тех 14 кор, что были спрятаны греками во время греко-персидских войн V века до н.э. Эта скульптура впервые покинула Афины.
Стоит напомнить, что в конце 2014 года в Эрмитаже демонстрировалась одна из статуй Парфенона, хранящихся в Британском музее, что вызвало крайне резкую реакцию греческой стороны, однако почти два года спустя об этом конфликте больше не вспоминают. О взаимном культурном обмене договорились в начале этого года президенты Владимир Путин и Александр Ципрас, и 11 марта начинается Год России в Греции: в Музее Акрополя открывается выставка, на которой Эрмитаж представляет золотые греко-скифские предметы из кургана Куль-Оба.
В свою очередь, Год Греции в России насчитывает 70 различных событий. Открывая выставку в Эрмитаже, на которой показана языческая скульптура, министр культуры России и губернатор Санкт-Петербурга заговорили о православной религии, объединяющей две страны, однако Михаил Швыдкой в небольшой речи удачно вспомнил еще об одном примере контакта двух культур, назвав имя графа Каподистрия.
Статуя высотой 114 см дошла до нашего времени с утратами (не сохранились кисть правой руки и ступни ног), но осталось множество следов раскраски: красным были подцвечены волосы и губы, сложенные в «архаическую улыбку». Как заметил Михаил Пиотровский, кстати вспомнивший о картине Льва Бакста «Древний ужас» из Русского музея, «улыбку коры» можно встретить и во многих залах Эрмитажа на картинах мастеров Возрождения.