Из попавших в руки журналистов документов стало известно, кому на самом деле принадлежит «незаконно приобретенное» полотно Амедео Модильяни, как британский миллиардер обеспечивал гарантию аукциона, а также об офшорных сделках коллекционеров искусства.
Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) по оказавшимся у него в результате утечки документам панамской компании Mossack Fonseca выяснил, что картина Амедео Модильяни «Сидящий мужчина с тростью» (1918) принадлежит семье арт-дилеров Нахмад, отрицавшей этот факт. О праве собственности на полотно заявляет правнук Оскара Штеттинера, еврейского галериста, коллекцию которого изъяли нацисты.
Как сообщает ICIJ, Нахмады приобрели работу в 1996 году на июньских лондонских торгах Christie’s за £2 млн. В ноябре 2008 года они попытались продать ее с эстимейтом в $18–25 млн на нью-йоркском аукционе Sotheby’s, однако предложений на картину не поступило.
В 2011 году правнук Оскара Штеттинера Филипп Местраччи подал в Федеральный суд США иск против Нахмадов с требованием вернуть работу Модильяни, однако отозвал его после того, как семья арт-дилеров заявила о том, что картина принадлежит не им, а компании International Art Center.
Согласно судебным документам, тремя годами позднее, в феврале 2014 года, управляющий активами Штеттинера вновь подал в суд на Нахмадов, утверждая, что International Art Center — это панамская компания-пустышка, «являющаяся альтер эго Дэвида Нахмада и других членов семьи Нахмад». «На заседании Федерального суда Нью-Йорка Нахмады настаивали на том, что семья не владеет картинами Модильяни», пишет ICIJ.
Опубликованные документы Mossack Fonseca, впрочем, свидетельствуют о том, что «семья Нахмад контролировала панамскую International Art Center на протяжении более двух десятков лет, а глава семьи Дэвид Нахмад является единственным владельцем компании с 2014 года», сообщает ICIJ. Mossack Fonseca, согласно документам, учредила International Art Center для Нахмадов в 1995 году.
Когда ICIJ связался с юристом Дэвида Нахмада Ричардом Голубом, предоставив ему документы, подтверждающие, что Нахмады владеют International Art Center (IAC), он заявил: «Не важно, кто владеет IAC. Важно, в чем заключается предмет настоящего судебного спора и удастся ли истцу доказать что-либо».
Благодаря ICIJ также стала известна новая информация об аукционе искусства модернизма, устроенном Christie’s в Нью-Йорке в ноябре 1997 года. На нем были представлены работы из собрания Виктора и Салли Ганц, в том числе полотна Пабло Пикассо, Джаспера Джонса, Роберта Раушенберга и многих других. Как пишет ICIJ, аукцион, собравший рекордные $206,5 млн, «стал вехой на пути превращения произведений искусства в товар мирового значения».
Документы Mossack Fonseca доказывают, что многие ключевые работы из коллекции Ганцев были проданы за полгода до аукциона Christie’s компании под названием Simsbury International Corp, зарегистрированной на тихоокеанском острове Ниуэ и находившейся под управлением Mossack Fonseca. Согласно информации ICIJ, Simsbury приобрела картины за $168 млн у компании Spink & Son —лондонского аукционного дома, которым тогда владел Christie’s.
Simsbury контролировал британский миллиардер Джозеф Льюис, который на тот момент был самым богатым человеком Англии и одним из крупнейших акционеров Christie’s. По условиям этой сделки принадлежавшие Simsbury работы должны были быть выставлены на продажу на Christie’s как часть коллекции Ганцев; если бы они собрали больше, чем за них заплатила Simsbury, то Льюис и Spink & Son поделили бы разницу, пишет ICIJ.
Семья Ганцев и Льюис отказались дать ICIJ какие-либо комментарии в связи с этой информацией.
Также ICIJ подробно пишет об офшорных сделках крупнейших коллекционеров искусства. В архивах Mossack Fonseca упоминается столько произведений искусства, «что их хватило бы на небольшой музей».
Чэнь Дуншен — основатель и председатель China Guardian, крупнейшего в мире аукционного дома после Sotheby’s и Christie’s, а также муж внучки Мао Цзэдуна — оказался одним из многих китайских политиков и бизнесменов, которые перевели свои активы в офшоры. Он единственный собственник и директор компании Keen Best International Limited, которую Mossack Fonseca зарегистрировала на Британских Виргинских островах в 2011 году.