18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Другой Машков. Без «Бубнового валета»

№42
Материал из газеты

Выставка в Фонде IN ARTIBUS покажет все позднее творчество мастера

Сколько помнится, никогда творчество Ильи Машкова (1881–1944) не было показано полностью. То на него смотрели со стороны дородной Колхозницы с тыквами, написанной в преддверии утверждения соцреализма и не сходившей с обложек и полосных иллюстраций журнала «Искусство» все советские годы. То стремились увидеть его ранние вещи, опубликованные в редких монографиях. Из них-то и можно было кое-что узнать об «акме» художника. Как известно, античность определяла этот период наивысшей духовной и физической активности возрастом от 25 до 40 лет. В отношении Машкова «бубнововалетского», то есть периода дерзкого натиска левого искусства, древние оказались абсолютно правы.

Но ведь и мнения классиков время от времени пересматривают. Машкова вновь начали пересматривать лет десять тому назад, когда в Третьяковке показали его выставку из собрания носящего имя мастера Волгоградского музея изобразительных искусств. Вначале вроде бы ее хотели даже назвать Другой Машков: слишком много на ней было «небубновых» вещей, и их основной корпус предлагалось рассматривать в оптике традиции, мастерства реалистического, а заодно и классического искусства. Нынешней экспозиции в фонде IN ARTIBUS, где будет представлено 40 картин и эскизов из 11 российских музеев и частных собраний, дали титр Поздний Машков с уточнением: с 1922 по 1944 год. Тогда среди прочего были созданы исполненные душевного покоя Портрет жены М.И.Машковой и Натюрморт с веером (1923 и 1922, обе — ГРМ) и воплощение мечты о сытости — Снедь московская. Хлебы (1924, ГТГ). И далее ряд по большей части съестных натюрмортов 1930–1940-х, которые при одной направленности ума можно поставить в эпилог мировой истории still life, а при другой — в подборку иллюстраций к Книге о вкусной и здоровой пище (1939). Словом, это то, что Машков написал после «поправения» своего искусства в начале ­1920-х, или, как писал нарком просвещения Анатолий Луначарский, его «русифицирования» (то есть отказа от французского сезаннизма).

Поздний Машков — художник, мечтающий о благоденствии и достатке. В родную Михайловскую, что на верхнем Дону, он стал наезжать в начале 1930-х, теша себя надеждой возродить станицу и превратить ее в идеальный агрогородок. Грезивший о светлом будущем не хуже приснопамятной Веры Павловны из романа Что делать?, Машков живописал почти по Чернышевскому «благодатные нивы, весело работающих и так же весело отдыхающих людей»: портреты полевых работниц (кстати, на выставке впервые покажут числившуюся пропавшей за рубежом Девушку с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой) и опрятные виды станицы Михайловской.

Впрочем, надежды на сельскую идиллию не оправдались, и Машков сменил эту натуру на городскую. Виды столицы и черноморских курортов, пребывающих в состоянии вечного праздника, сейчас из-за плохой сохранности находятся в запасниках (на выставке будут эскизы к ним). Не на главном, а на запасном пути пока стоит и поздний Машков. Переведет ли его время на другие рельсы? 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+