Cветлый праздник Пасхи, символизирующий Воскресение Господне, отмечается весной — в то время, когда монохромные снежные пейзажи сменяются свежими и чистыми красками новой жизни. Для православных верующих это главный праздник в году, но и люди вполне светские отмечают его: пекут куличи и делают пасху и просто стремятся подарить радость себе и своим близким.
В дореволюционной России была традиция радовать в этот день близких и родных необычным подарком, который впоследствии нередко становился семейной реликвией. Часто таким подарком был главный символ праздника Пасхи — яйцо, но выполненное из драгоценных материалов.
Наиболее знамениты так называемые яйца Фаберже. Поставщик императорского двора и «ювелир всея Руси» Карл Фаберже создавал самые разнообразные ювелирные изделия, но подлинно всемирную славу принесли ему именно пасхальные яйца. Всего в мире существует порядка 70 яиц, выполненных фирмой Фаберже, и 54 из них сделаны по императорскому заказу. Основателем традиции был Александр III, который и придумал дарить ювелирные яйца на Пасху своей супруге Марии Федоровне. После смерти императора его сын Николай II продолжил дарить пасхальные яйца Фаберже матери, а также своей жене Александре Федоровне. Императорские яйца Фаберже имели разнообразные сюжеты: это могли быть яйца-часы или яйца с фигурками внутри, в самих яйцах в качестве сюрприза могли находиться различные миниатюры.
Продолжая традиции легендарного ювелирного дома, художник Владимир Михайлов ежегодно создает пасхальную коллекцию украшений с богатыми и пышными цветочными орнаментами. Подвесы, настольные и нательные иконы украшены замысловатыми рисунками, бусинами, виноградными гроздьями и изображениями голубя — символа Святого Духа.
В коллекции 12 — по числу больших церковных праздников — крупных кулонов в форме яйца. На одной стороне изделий изображены сюжеты двунадесятых праздников, а на другой — образы Пресвятой Богородицы. Кроме того, при помощи специального механизма кулон можно открыть и использовать для хранения особо дорогой вещи. По этому принципу выполнено, в частности, пасхальное яйцо из серебра Рождество Пресвятой Богородицы с образом Богоматери Неувядаемый цвет.
В другом праздничном пасхальном яйце, Виноградная гроздь, есть свой секрет: образ Воскресения Христова в нем сокрыт за ажурными створками из виноградных лоз. Формы этого растения выбраны художником не случайно: виноград издавна принято считать символом причастия и Церкви.
Еще один предмет с секретом — 15-сантиметровая роза с иконой Воскресение Господне: внутри серебряного бутона сокрыта праздничная икона, символизируя зарождение новой жизни, и, раскрывая ее лепестки, мы можем увидеть образ Спасителя с двумя коленопреклоненными ангелами.
Наряду с пасхальными ювелирными яйцами, представляющими собой двучастные складни, Владимир Михайлов создал несколько триптихов, состоящих из трех образов. В частности, золотое яйцо-складень Кремлевское, выполненное по мотивам святынь Московского Кремля. Пасхальное яйцо может служить настольным молельным образом, в котором представлены наиболее значимые иконы, связанные с событиями русской истории: Спаса Смоленского, Николы Можайского и Богородицы Нерушимая стена. Триптих венчает навершие в виде Спасской башни с двуглавым орлом.
Еще один триптих — пасхальное яйцо из золота Воскресение Господне, внутри которого одноименная икона, а по сторонам — фигуры ангелов, свидетелей Воскресения. Такая иконография праздника появилась во второй половине XVII века и была очень распространена в православной культуре. Драгоценное яйцо представлено на высоком, почти архитектурном постаменте.
В новой пасхальной коллекции Владимира Михайлова широко представлены и кулоны среднего размера, богато украшенные пышным цветочным орнаментом, бусинами и православной символикой.