18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Влиятельный Таможенник. Анри Руссо между старыми мастерами и авангардом

№42
Материал из газеты

Выставка в Орсе подает знаменитого примитивиста вместе с другими гениями

Выставка в музее Орсе Таможенник Руссо. Архаическая невинность сфокусирована на выявлении корней наивного искусства Анри Руссо по прозвищу Таможенник (1844–1910) и его влиянии на искусство модернизма. Ее сокуратор Беатрис Аванци считает, что, хотя художник, будучи самоучкой, и совершал ошибки в своих картинах, часто он делал это преднамеренно. Кроме того, его самобытное искусство возникло вовсе не на пустом месте: Руссо обращался за темами и к старым мастерам. Об этом свидетельствует, например, Мой портрет-пейзаж (1889–1890) из Национальной галереи в Праге — автопортрет художника с Сеной на заднем плане. Руссо уверял, что сам придумал этот оригинальный жанр. Но представленный рядом Портрет человека в красном головном уборе (1490–1493) Витторе Карпаччо из музея Коррер в Венеции должен подсказать зрителю, куда на самом деле уходят корни этой традиции. Для выявления невидимых на первый взгляд связей примитива Руссо с классикой, а также влияния художника на современников на выставке помимо 40 картин самого Руссо представлена еще сотня работ разных авторов, как мало известных сегодня широкому зрителю, так и знаменитых – Жоржа Сёра, Робера Делоне, Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Макса Эрнста и Диего Риверы. Экспонаты — из музея Орсе и музея Оранжери в Париже, а также из других ведущих мировых институций, в том числе из ГМИИ им. А.С.Пушкина. Особенно заметное влияние на модернистов, по мнению кураторов, должны были оказать картины Руссо на тему джунглей и диких зверей, представленные в последней части экспозиции.

Среди них такие известные, как Сон (1910) из Музея современного искусства в Нью-Йорке и Голодный лев, бросающийся на антилопу (1898–1905) из Фонда Бейелера в Базеле. Эти фантастические сцены, вероятно, произвели неизгладимое впечатление на того же Пикассо или художников «Синего всадника», в частности на Алексея Явленского.

После Парижа выставка отправится в Национальную галерею в Праге (16 сентября — 15 января 2017).

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+