18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Влиятельный Таможенник. Анри Руссо между старыми мастерами и авангардом

№42
Материал из газеты

Выставка в Орсе подает знаменитого примитивиста вместе с другими гениями

Выставка в музее Орсе Таможенник Руссо. Архаическая невинность сфокусирована на выявлении корней наивного искусства Анри Руссо по прозвищу Таможенник (1844–1910) и его влиянии на искусство модернизма. Ее сокуратор Беатрис Аванци считает, что, хотя художник, будучи самоучкой, и совершал ошибки в своих картинах, часто он делал это преднамеренно. Кроме того, его самобытное искусство возникло вовсе не на пустом месте: Руссо обращался за темами и к старым мастерам. Об этом свидетельствует, например, Мой портрет-пейзаж (1889–1890) из Национальной галереи в Праге — автопортрет художника с Сеной на заднем плане. Руссо уверял, что сам придумал этот оригинальный жанр. Но представленный рядом Портрет человека в красном головном уборе (1490–1493) Витторе Карпаччо из музея Коррер в Венеции должен подсказать зрителю, куда на самом деле уходят корни этой традиции. Для выявления невидимых на первый взгляд связей примитива Руссо с классикой, а также влияния художника на современников на выставке помимо 40 картин самого Руссо представлена еще сотня работ разных авторов, как мало известных сегодня широкому зрителю, так и знаменитых – Жоржа Сёра, Робера Делоне, Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Макса Эрнста и Диего Риверы. Экспонаты — из музея Орсе и музея Оранжери в Париже, а также из других ведущих мировых институций, в том числе из ГМИИ им. А.С.Пушкина. Особенно заметное влияние на модернистов, по мнению кураторов, должны были оказать картины Руссо на тему джунглей и диких зверей, представленные в последней части экспозиции.

Среди них такие известные, как Сон (1910) из Музея современного искусства в Нью-Йорке и Голодный лев, бросающийся на антилопу (1898–1905) из Фонда Бейелера в Базеле. Эти фантастические сцены, вероятно, произвели неизгладимое впечатление на того же Пикассо или художников «Синего всадника», в частности на Алексея Явленского.

После Парижа выставка отправится в Национальную галерею в Праге (16 сентября — 15 января 2017).

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+