Неделя классического искусства — новое изобретение Christie’s, навеянное прошлогодним успехом недель искусства ХХ века. Шутка ли, две тематические недели в мае и ноябре принесли два новых мировых рекорда (Алжирские женщины (версия O) Пабло Пикассо и Лежащая обнаженная Амедео Модильяни). Новая неделя, которая пройдет в Нью-Йорке с 12 по 14 апреля, объединяет шесть аукционов: древнеегипетские и античные артефакты, европейское декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись старых мастеров в двух частях и самые оригинальные торги — Революция, посвященные искусству рубежа XVIII–XIX веков.
В топ-лотах последнего — живопись лучших мастеров эпохи, по большей части французов. Жак Луи Давид, первая кисть революции и наполеоновской империи, представлен картиной Весталка — великолепным женским портретом в античном антураже (моделью девственной жрицы послужила актриса мадемуазель Ракур, у которой был роман с покровителем художника маркизом де Бьевром). Идеальный образец неоклассицизма в живописи, который будет тиражироваться как незыблемый академический канон на протяжении следующего столетия, считается единственным произведением Давида дореволюционного периода в частных руках ($3–5 млн). Здесь же Леда и лебедь его художественного антипода, родоначальника романтизма Теодора Жерико ($900 тыс. — 1,2 млн), несколько работ Оноре Фрагонара, в том числе изысканное по цветовому решению сентиментальное тондо Счастливое семейство ($1,5–2,5 млн), портреты Элизабет Виже-Лебрен и военные сцены Ораса Верне.
Достойная коллекция собрана и в каталоге аукциона старых мастеров. Главный раритет — небольшой алтарь флорентийского мастера XIV века Бернардо Дадди (эстимейт по запросу). Написанный в 1330-е годы лирический образ Богоматери, нежно склонившей голову к сыну, в окружении святых, с объемными фигурами и изысканным цветовым решением (чего только стоят нежно-сиреневая туника Девы Марии, оливковые одежды ангелов и розовые, фиолетовые, синие с золотом плащи апостолов), очевидно, навеян работами Джотто, с которым Дадди мог вместе работать над украшением флорентийской церкви Санта-Кроче. Небольшое, буквально 20 х 30 см, Положение во гроб Эль Греко написано молодым художником в Риме, вероятно, под впечатлением от работ Микеланджело, но уже здесь узнаются его длинные мазки и особая пластика фигур ($4–6 млн).
Главный лот аукциона декоративно-прикладного искусства имеет русский провенанс. Золотой чайно-кофейный сервиз входил в богатое приданое великой княжны Елены Павловны, дочери императора Павла I, в 1799 году выданной за наследного принца Мекленбург-Шверинского. Сервиз, предметы которого по моде неоклассицизма заимствуют формы и декор античных сосудов, был заказан петербургскому ювелиру датского происхождения Ивару Буху и больше 100 лет хранился у наследников княжны ($1,5–2,5 млн).
Еще один редкий исторический лот — пара затейливо украшенных кремнёвых револьверов, в 1825 году подаренных маркизом Лафайетом Симону Боливару. Выходец из богатой креольской семьи, Боливар так проникся идеалами европейского Просвещения, что посвятил жизнь освобождению Латинской Америки от испанского владычества. Своей независимостью ему обязаны шесть латиноамериканских государств: Венесуэла, Колумбия, Панама, Эквадор, Перу и названная в его честь Боливия. Лафайет — герой Великой французской революции и активный участник американской Войны за независимость — принадлежал к более старшему поколению, вдохновлял Боливара своими подвигами и сам восхищался им, видя в молодом друге преемника в борьбе за всеобщую свободу, равенство и братство. Револьверы, выполненные главным французским оружейником времен Наполеона Бонапарта Николя-Ноэлем Буте, роскошно декорированы серебряными и позолоченными накладками с изображением битвы кентавров, масками Медузы Горгоны и Геркулеса и неоклассическим орнаментом ($1,5–2,5 млн).