18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фасадам «Версаля на Зацепе» вернут исторический облик

№42
Материал из газеты

Комплекс главного здания Театрального музея имени А. А. Бахрушина за последние годы прирос участками с бывшей макаронной фабрикой и медсанчастью, он практически вернулся в исторические границы

Фасады главного здания Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина затянуты лесами, на них идут реставрационные работы, по завершении которых в начале лета особняк внешне вернется к первоначальному замыслу Карла Гиппиуса, семейного архитектора купцов Бахрушиных и автора китайской стилистики чайного магазина Перлова на Мясницкой.

В этот дом, построенный в конце 1890-х годов в духе английской готики на подаренном к свадьбе участке, Алексей Бахрушин пере­ехал вскоре после женитьбы. Молодые супруги сразу отвели несколько комнат в цокольном этаже для хранения театральной коллекции, которая к настоящему времени разрослась до 1,5 млн экспонатов. С момента постройки особняк никогда серьезно не реставрировался, лишь в середине прошлого века его внутреннее устройство было серьезно изменено; пышный декор остался только на парадном входе, а косметические работы на фасадах проводились почти 30 лет назад.

«Мы максимально восстанавливаем те детали, которые по проекту были неотъемлемой частью экстерьера здания, но по разным причинам пострадали. Например, когда исчезло печное отопление, исчезли и навершия очень красивых печных труб. Все это мы восстанавливаем. К счастью, сохранились чертежи и фотографии», — рассказал TANR генеральный директор музея Дмитрий Родионов.

Стремление музейщиков сохранить здание позволило в 2014 году неожиданно пополнить собрание бюстами выдающихся театральных деятелей, спрятанными в подлестничном пространстве. Сейчас некоторые из них, как, например, барельеф Сандро Моисси в роли Эдипа Анны Голубкиной, выставляются, а другие ожидают реставрации.

«Советская вешалка на 20 крючков нам всем как-то надоела, мы попытались обустроить зону приема посетителей, раскрыли проходы с главной лестницы в цокольный этаж, которые в советское время заложили кирпичами, и обнаружили бюсты. Предположительно, они оказались там из-за спешной эвакуации в начале Великой Отечественной войны», — рассказал директор музея.

Благодаря тому, что комплекс главного здания музея за последние годы прирос участками с бывшей макаронной фабрикой и медсанчастью, он практически вернулся в исторические границы «Версаля на Зацепе», как называли усадьбу современники Бахрушина за необычную архитектуру особняка и пышный сад. Уже сейчас на расчищенном от руин фабрики участке зеленеет газон, а весной приведут в порядок территорию медсанчасти, где к середине 2018 года планируется открыть музейный центр.

После того как завершатся работы на исторической ограде и выходящих на Садовое кольцо и улицу Бахрушина фасадах, специалисты приступят к боковым фасадам и восстановлению зимнего сада. Что касается утраченного внутреннего убранства, то, как шутит Родионов, его можно будет воссоздать, если на музей свалятся хотя бы несколько миллионов долларов. Пока же Министерство культуры РФ на все преобразования и расширение музея выделяет порядка 420 млн руб. на период с 2015 по 2018 год.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+