Фасады главного здания Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина затянуты лесами, на них идут реставрационные работы, по завершении которых в начале лета особняк внешне вернется к первоначальному замыслу Карла Гиппиуса, семейного архитектора купцов Бахрушиных и автора китайской стилистики чайного магазина Перлова на Мясницкой.
В этот дом, построенный в конце 1890-х годов в духе английской готики на подаренном к свадьбе участке, Алексей Бахрушин переехал вскоре после женитьбы. Молодые супруги сразу отвели несколько комнат в цокольном этаже для хранения театральной коллекции, которая к настоящему времени разрослась до 1,5 млн экспонатов. С момента постройки особняк никогда серьезно не реставрировался, лишь в середине прошлого века его внутреннее устройство было серьезно изменено; пышный декор остался только на парадном входе, а косметические работы на фасадах проводились почти 30 лет назад.
«Мы максимально восстанавливаем те детали, которые по проекту были неотъемлемой частью экстерьера здания, но по разным причинам пострадали. Например, когда исчезло печное отопление, исчезли и навершия очень красивых печных труб. Все это мы восстанавливаем. К счастью, сохранились чертежи и фотографии», — рассказал TANR генеральный директор музея Дмитрий Родионов.
Стремление музейщиков сохранить здание позволило в 2014 году неожиданно пополнить собрание бюстами выдающихся театральных деятелей, спрятанными в подлестничном пространстве. Сейчас некоторые из них, как, например, барельеф Сандро Моисси в роли Эдипа Анны Голубкиной, выставляются, а другие ожидают реставрации.
«Советская вешалка на 20 крючков нам всем как-то надоела, мы попытались обустроить зону приема посетителей, раскрыли проходы с главной лестницы в цокольный этаж, которые в советское время заложили кирпичами, и обнаружили бюсты. Предположительно, они оказались там из-за спешной эвакуации в начале Великой Отечественной войны», — рассказал директор музея.
Благодаря тому, что комплекс главного здания музея за последние годы прирос участками с бывшей макаронной фабрикой и медсанчастью, он практически вернулся в исторические границы «Версаля на Зацепе», как называли усадьбу современники Бахрушина за необычную архитектуру особняка и пышный сад. Уже сейчас на расчищенном от руин фабрики участке зеленеет газон, а весной приведут в порядок территорию медсанчасти, где к середине 2018 года планируется открыть музейный центр.
После того как завершатся работы на исторической ограде и выходящих на Садовое кольцо и улицу Бахрушина фасадах, специалисты приступят к боковым фасадам и восстановлению зимнего сада. Что касается утраченного внутреннего убранства, то, как шутит Родионов, его можно будет воссоздать, если на музей свалятся хотя бы несколько миллионов долларов. Пока же Министерство культуры РФ на все преобразования и расширение музея выделяет порядка 420 млн руб. на период с 2015 по 2018 год.