18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Суд изучил файлы

В Дзержинском суде Санкт-Петербурга продолжается слушание уголовного дела Елены Баснер. Известный искусствовед обвиняется в посредничестве при продаже коллекционеру Андрею Васильеву работы Бориса Григорьева «В ресторане», которая признана поддельной.

Два заседания подряд, 4 и 14 апреля, были посвящены результатам повторной экспертизы жестких дисков компьютеров Елены Баснер, назначенной по просьбе стороны обвинения и занявшей четыре месяца. Основное в ней — электронные таблицы, сопровождающие выводы эксперта, который был вызван в качестве свидетеля, чтобы давать пояснения к материалам.

Перед экспертом была поставлена задача найти все файлы с упоминанием фамилий «Григорьев», «Аронсон», «Сабиров», но, по его замечанию, можно было сформулировать вопрос иначе, чтобы исключить массу однотипных файлов, не связанных с делом.

Четвертого апреля в зале не было необходимой техники, и представителям обвинения и защиты вместе пришлось просматривать файлы, склонившись над экраном компьютера. Обвинение интересовали пересечения между компьютерами Баснер, обозначенными в экспертизе как «устройство один», «два» и «три», и «устройством четыре» — компьютером, изъятым у свидетеля Муслима Сабирова. Именно он отдавал «В ресторане» на экспертизу во Всероссийский научно-реставрационный центр им. Грабаря, а позднее сообщил галеристке Наталье Курниковой, что работа, показывавшаяся в галерее «Наши художники» на выставке «Парижачьи», вызвала у экспертов сомнения. В результате удалось установить только одно: в 2012 году в телефоне, список контактов из которого автоматически скопировался на компьютер Сабирова, был записан номер Елены Баснер.

Живущий в Москве Сабиров уже давал показания в ходе следствия в 2012 году. На заседании 14 апреля, которое длилось с перерывом больше двух часов, его смогли допросить вновь. Он четко заявил, что не знаком с подсудимой, никогда не общался с ней, а также не знает никого из Государственного Русского музея. Свидетель несколько раз подчеркнул, что не разбирается в живописи и никогда не занимался антикварным рынком. Зная через общих знакомых таллинца Михаила Аронсона, которого охарактеризовал как человека, «занимающегося всем подряд, где можно заработать», летом 2008 или 2009 года Сабиров согласился помочь ему с продажей в Москве картины художника Григорьева, происходящей, как тот утверждал, из семейного архива. Чтобы перед продажей убедиться в подлинности вещи, Сабиров отнес ее в Центр им. Грабаря и передал на экспертизу Юлии Рыбаковой. Когда через несколько недель эксперт высказала свои сомнения, Сабиров забрал работу без официального заключения, вернул ее Аронсону и в дальнейшем узнавал о судьбе «Григорьева» из прессы.

После перерыва в суде продолжили исследовать компьютеры Елены Баснер. В течение полутора часов последовательно открывали старые и удаленные файлы, извлеченные с жестких дисков трех ее компьютеров: там были снимки спорной работы «В ресторане», фотографии из «Моего журнала для немногих» Александра Бурцева и подлинного «Парижского кафе» Бориса Григорьева из собрания Русского музея. Согласно установкам техники, все эти файлы относятся к лету и осени 2011 года, когда Баснер стала разбираться в истории с поддельным Григорьевым. И сторону обвинения, и сторону защиты одинаково интересовало действительное время создания этих файлов, однако, по словам эксперта, выяснить это точно практически невозможно. Самые ранние упоминания Бориса Григорьева, найденные в компьютерах, относятся к 2005–2007 годам, но между произведениями художников, которыми занималась тогда Елена Баснер, и рассматриваемым в суде делом нет связи.

В финале заседания судья Анжелика Морозова обратилась к обеим сторонам: она хотела бы знать перспективы процесса. «Как долго сторона обвинения будет просить о продолжении дела?» — спросила она, упрекая представителя гособвинения в затягивании процесса, и пообещала: «На следующем заседании мы решим все вопросы, связанные с окончанием судебного следствия по делу».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+