18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Всевидящее око Сергея Курехина

16 апреля состоялось вручение премии, присуждаемой Центром современного искусства имени Сергея Курехина по шести номинациям за достижения в области современного визуального искусства, современной музыки и сценических искусств. Церемония впервые прошла на Фонтанке в здании Большого драматического театра, чей худрук Андрей Могучий любезно предоставил площадку, и была очень компактной: все заняло не больше полутора часов.

В начале апреля был разрушен бывший многие годы родным домом Центра имени Курехина кинотеатр «Прибой», на его месте к 2020 году возникнет новое современное здание. Из сноса участники театра АХЕ устроили зрелищный перформанс — он был показан на экране в начале церемонии.

Режиссерами вечера выступили Максим Исаев и Павел Семченко из того же АХЕ, оформившие сцену белыми полотнищами с пиктограммами в стиле Тимура Новикова. Призы — деревянные объекты в виде зрачка, которые по традиции выполнила лауреат прошлого года Татьяна Ахметгалиева, — увидеть было нелегко: они извлекались на сцене из сундуков, где были погребены в коробках среди различной бутафории.

В самом начале Российский роговой оркестр исполнил музыку Сергея Курехина к фильму «Господин оформитель». Вышедший на подмостки вместе с Анастасией Курехиной председатель Комитета по культуре города Санкт-Петербурга Константин Сухенко заявил, что современное искусство должно занять в Петербурге подобающее ему место, на что направлена, в частности, реконструкция Центра имени Курехина.

В номинации «Лучший кураторский проект», где собрано достаточно серьезных и оригинальных проектов, премия вручалась первой. Ее, к удивлению многих, получил творческий коллектив во главе с Сергеем Бугаевым (Африкой) за выставку Павла Пепперштейна «Охотники за мраморными головами» — графическая серия художника разместилась в Музее слепков Академии художеств.

Продолжилось зрительское недоумение и при объявлении «Лучшего произведения визуального искусства»: премию получила московская художница Мария Сафронова, представленная в номинации сразу двумя проектами — «Игра общего вида» и «Субтитры», сделанным совместно с Антоном Кузнецовым.

«Лучшим медиаобъектом» закономерно стало видео Полины Канис «Бассейн». Вышедший для вручения приза глава Эрмитажа в Амстердаме Пол Робард в нескольких словах смог точно обозначить выигрышные свойства этой работы.

В номинации «Искусство в общественном пространстве» был награжден хорошо известный всем фестиваль «Архстояние», о чем со сцены сообщила директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства Алиса Прудникова.

Лучшим текстом об искусстве были названы «Проекции авангарда» Ольги Шишко. Объявивший об этом художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов нашел точные слова, чтобы объяснить собравшимся роль преемственности в современном искусстве.

Специальный приз Французского института, предусматривающий трехмесячную стажировку в Cite des Artes в Париже, был вручен Татьяне Ахметгалиевой.

Две музыкальные номинации, «Этно-механика» и «Электро-механика», получили Андрей Самсонов и группа Moa Pillar соответственно. Вручавший «Этно-механику» музыковед Александр Кан посетовал на то, что музыка оказалась в тени визуальных искусств.

И наконец, гран-при был удостоен Андрей Бартенев и его выставка «Скажи: я тебя люблю!», прошедшая в Московском музее современного искусства осенью прошлого года. По словам Анастасии Курехиной, в отличие от остальных номинаций, которые были предметом спора, главный приз члены жюри отдали практически единодушно.

К сожалению, Премия Курехина не смогла воспользоваться выгодной конъюнктурой в год, когда две другие отечественные премии в области современного искусства — «Инновация» и Премия Кандинского — переживают ощутимые сложности. Символический вес розданной 16 апреля премии выразился в том, что большинство ее лауреатов пренебрегли церемонией награждения, и вместо них объекты получали оказавшиеся в зале коллеги и друзья лауреатов, а остальные были переданы сотрудникам Центра Курехина.

Сами устроители премии тоже были одарены: в конце вечера на сцену поднялся петербургский коллекционер Валентин Носкин, вручивший Анастасии Курехиной раннюю графическую работу Тимура Новикова, и музыкант и культуртрегер Александр Липницкий, передавший в дар видеокамеру и набор видеокассет, записанных Джоанной Стингрей в России в начале 1990-х, — на них хроника музыкального и художественного движения тех лет. По словам Анастасии Курехиной, все это станет частью музея, который в будущем планируется создать при Центре современного искусства имени Сергея Курехина.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+