Бывший заместитель генерального директора Sotheby’s Россия Ирина Степанова возглавила представительство вместо покинувшего аукционный дом Михаила Каменского.
Ирина Степанова работала в российском представительстве Sotheby’s с момента его открытия. За прошедшие годы московский офис организовал в Москве более 20 предаукционных выставок — эта традиция продолжится: на май запланирован показ двух экспозиций. А в общей сложности в московском офисе, помимо генерального директора, будет работать три специалиста.
Михаил Каменский был главой «Сотбис. Россия» с 2007 года. За эти годы по его инициативе и при непосредственном участии свершилось немало событий, важных и с точки зрения российского арт-рынка, и всей культуры в целом. Среди рекордов, установленных на произведения русского искусства и связанных с именем Каменского, в Sotheby’s отмечают продажу полотна Роберта Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Кагана-Шабшая», выставленного на аукцион в ноябре 2013 года. Оно было продано до торгов за сумму, «во много раз превысившую» эстимейт в £2,5–3,5 млн. В начале 2014 года картину можно было увидеть в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина на выставке произведений из коллекции основанного Вячеславом Кантором Музея искусства авангарда (MAGMA).
Также за это время при участии команды российского представительства состоялись продажи полотна Казимира Малевича, полученного наследниками из Стеделейк-музея, коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской (которая сохранена цельной и демонстрируется теперь в Константиновском дворце под Петербургом) и архива Андрея Тарковского, он также возвращен в Россию.
«Я не покидаю профессионального поля, — сказал нашему изданию Михаил Каменский, — хотя признаюсь, что несколько утомился проходить одни и те же циклы (подготовка аукциона — предаукционная выставка — аукцион) год за годом. Мне нужна смена деятельности, да я и не скрывал, что давно уже стремлюсь к решению иных задач. Не исключаю для себя перспективы музейной работы, кураторских проектов, преподавательской и лекционной деятельности, да и возвращение на художественный рынок через какое-то время тоже возможно».
По словам Каменского, сейчас он активно сотрудничает с ГМИИ им. Пушкина, где некоторое время назад работал заместителем директора, в качестве куратора и занимается подготовкой выставки бельгийского авангарда, показ которой намечен на осень нынешнего года.
«На сегодняшний день мне сделан ряд достойных предложений, но я не хочу принимать решение второпях. Отношения с компанией Sotheby’s остаются самыми теплыми и дружескими», — заключил он.
Изменения в московском офисе — лишь небольшая часть преобразований, которые претерпевает менеджмент Sotheby’s по всему миру.
В январе Sotheby’s объявил о том, что приобрел консалтинговое агентство по работе с искусством Art Agency, Partners, заплатив за сделку $85 млн, причем главы агентства влились в руководство аукционного дома. Спустя месяц был опубликован отчет дома за истекший 2015 год, который показал катастрофическое падение прибыли — более чем на 60%. В результате чего, по-видимому, и потребовалась оптимизация. В течение последних двух месяцев Sotheby’s покинуло немало выдающихся людей. Например, председатель Sotheby’s Europe Генри Уиндхэм, проработавший в компании 22 года эксперт по старым мастерам и блестящий аукционист, тот самый, что продал «Шагающего человека I» Альберто Джакометти за $104 млн. Или вице-председатель Sotheby’s America и глава международного отдела импрессионизма и модернизма Дэвид Норман, как и соруководитель международного департамента современного искусства Алекс Поттер — они проработали в аукционном доме 31 год и 15 лет соответственно.
Всего штат в Sotheby’s был сокращен примерно на 200 человек. Между тем в конце декабря стало известно, что на работу в Sotheby’s переходит глава американского отделения аукционного дома Christie’s Марк Портер.
Интересно, что кадровые перемены происходят и в московском офисе Christie’s. Появились сообщения, что вакансия директора офиса свободна, в то время как только год тому назад, в феврале 2015-го, главой московского офиса Christie’s была названа Екатерина Винокурова.
Ирина Степанова, новый глава «Сотбис. Россия», ответила на вопросы TANR:
«Любые крупные перестановки ведут к структурным изменениям, и наш офис не исключение. За девять лет мы с Михаилом Каменским вырастили замечательную команду, которая занимается довольно обширной деятельностью — от поиска предметов искусства и проведения экспертизы до организации выставок и совместных проектов в альянсе с частными коллекционерами и государственными музеями. Несмотря на взлеты и падения русского рынка, Sotheby’s стабильно занимает лидирующие позиции последние 14 лет. Колебания рынка — обычная история, мы наблюдали это уже много раз за последние десятилетия. Вслед за ростом неминуемо следует коррекция и спад. Рынок искусства цикличен, как и любой другой. Русские торги прошлого года можно назвать успешными: восемь из десяти наиболее дорогих лотов были проданы на Sotheby’s. Общая сумма торгов составила £17,9 млн по сравнению с £6,8 млн у наших конкурентов. Сегмент „средних продаж“ очень важен для нас, поскольку это помогает развивать и поддерживать рынок. Наши клиенты активны в средней ценовой категории, они ищут интересные, свежие и хорошо оцененные вещи. И это справедливо не только для русских торгов, но и для остальных категорий.
Не скрою, нам стало сложнее находить такие лоты, но в этом кроется и азарт нашей профессии. Произведения недорогие позволяют привлекать новых покупателей, экспериментировать, развивать новые направления и категории. Во времена кризиса тактика на увеличение количества средних по цене лотов очень эффективна: она помогает привлечь покупателей, в том числе из стран с быстро развивающейся экономикой. Более половины суммарных аукционных продаж приходится на лоты средней и низкой ценовой категории. Конечно, это не означает, что мы не заинтересованы в высококлассных и дорогих предметах. Спрос на топовые вещи по-прежнему высок, поэтому для нас важен поиск таких произведений.
Каждые торги мы составляем с учетом разнообразия вкусовых предпочтений. Например, в наших летних русских торгах будут представлены работы с оценкой в £500 тыс., как полотно Ивана Шишкина, и лоты за £5 тыс. Стоит отметить повышение интереса к аукционам импрессионистов и современного искусства. Активность наших коллекционеров в этих категориях выросла на 44% и 50% соответственно. Мы также наблюдали позитивный рост на аукционах прикладного искусства, керамики, серебра, книг и манускриптов, графики и предметов дизайна. Российские коллекционеры потратили на 3% больше в 2015 году, чем в 2014-м.
Возможно, в сознании людей вне мира искусства Sotheby’s привычно ассоциируется с чем-то консервативным. В хорошем смысле он таким и остался, проповедуя стабильность, высокий уровень экспертизы и честный подход к делу. В то же время стремительно меняющийся мир и новые технологии заставляют меняться и нас, и наш облик, вслед за возрастающими запросами наших коллекционеров. Так, наши онлайн-торги стартовали совсем недавно, но число онлайн-заявок уже выросло на 50%».