18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские фарфоровые фигурки на аукционе в Берлине

30 апреля в берлинском отделении немецкого аукционного дома Lempertz пройдут специализированные русские торги, акцент в которых сделан на русской и советской фарфоровой пластике.

Коллекция, выставленная на аукцион русским эмигрантом и арт-дилером Григорием Шаргородским, охватывает полтора века истории фарфора, с начала XIX до середины ХХ века, что применительно к пластике — наиболее важной ее части. Самые ранние фигурки на торгах — народные типы завода Гарднера, основой для которых послужили популярные гравюры из журнала «Волшебный фонарь, или Зрелище С.-Петербургских расхожих продавцев, мастеровых и других простонародных промышленников». Здесь есть пара крестьян в лаптях и сарафане (€6–8 тыс. за пару), кучер-франт в красной шапке, подпоясанный вышитым кушаком (€4–6 тыс.), и в дополнение к ним шкатулка в виде деревянной кадушки с черной икрой (€3–4 тыс.).

После революция 1917 года национализированные фарфоровые фабрики пропагандировали и представляли в романтическом свете новую жизнь и ее героев. Вершина ранней советской пластики — работы Натальи Данько, которая с 1919 года возглавляла скульптурную мастерскую Ленинградского (бывшего Императорского) фарфорового завода. На торгах — ее закрутившаяся в вихре танца крестьянка (€2–3 тыс.), балтийский матрос с красным знаменем (€3–4 тыс.), знаменитый символ женщины нового времени «Работница, говорящая речь» (€8–10 тыс.) и изящная Анна Ахматова с пестрой шалью через плечо (€3–4 тыс.).

Еще один раритет — фигурка «Снегурочка», исполненная в 1923 году по модели Александры Щекатихиной-Потоцкой (€15–20 тыс.). Ученица Николая Рериха, она прославилась росписями фарфора как на сказочные, так и на революционные темы. Перед революцией Щекатихина-Потоцкая оформляла постановку сказки Александра Островского в петербургском театре Рейнеке, а в первые советские годы перенесла те же идеи в роспись фарфорового сервиза «Снегурочка», выполнив также скульптурную модель сказочной героини.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+