18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Куриная тикка масала из змей и крокодилов

Как Древний Египет понимали в Римской империи

Противостояние Рима эллинистическому Египту с его древним наследием эпохи фараонов достигло критической точки в 31 году до н.э., когда Октавиан одержал победу над Антонием и Клеопатрой в морском сражении при мысе Акций, проложив себе тем самым путь к единоличной верховной власти и присоединив древнее царство к своим территориям. Воспевшие событие римские поэты считали его триумфом цивилизации. Вергилий в «Энеиде» рисует сражение как противостояние зооморфных египетских богов («чудища-боги идут и псоглавый Анубис с оружьем») и римских Нептуна, Венеры и Минервы. Но действительность была намного сложнее, поскольку к тому времени римляне уже подпали под очарование роскоши и экзотики Египта.

Своеобразие этой страны с ее необычной визуальной и материальной культурой, как сейчас, так и тогда, считывалось мгновенно: массивные статуи и испещренные надписями обелиски; схематически изображаемые фигуры, не подчиняющиеся законам перспективы и природы; загадочные иероглифы, уже в то время не понятные практически никому; жуки скарабеи и мумии. Египет манил римлян и древней мудростью, хорошо известной на Апеннинском полуострове благодаря распространившемуся там еще в период Республики культу богини Исиды, приверженцы которого почти не подвергались гонениям.

На протяжении всего существования Римской империи традиционные египетские религиозные символы проникали в Италию. Речь не только о материальных объектах вроде скульптуры, но и о визуальном языке. К концу I века до н. э. отмечается появление настенных росписей в египетском стиле, созданных местными мастерами в более-менее произвольной манере. На всей территории Италии вошли в обиход привезенные из Египта вещи, а также получил широкое распространение культ Исиды. Cтены знаменитого храма Исиды в Помпеях густо покрыты традиционной египетской символикой — изображениями змей, крокодилов и священных ибисов.

Помпейский храм Исиды — одна из четырех ключевых тем, к которым Молли Суэтнем-Берланд обращается в книге Egypt in Italy (Египет в Италии) для того, чтобы разобраться в хитросплетениях судьбы египетского и псевдоегипетского искусства в ранней Римской империи.

Исследовательница показывает, как заимствованный визуальный код встраивался в традиционные модели религиозных и социальных практик. Парадокс состоял в том, что инаковость, создаваемая на основе египетской образной системы, стала в конце концов подлинно римской, как подлинно британским сегодня считается традиционное индийское блюдо куриная тикка масала. А это означает, что для по-настоящему глубокого понимания древнеримского искусства следует учитывать роль в его развитии римского египетского стиля.

В начальной главе повествуется об усвоении римлянами египетской образности, ее физической и концептуальной адаптации в итальянской культуре первых десятилетий после сражения при Акции.

Следующая глава более подробно останавливается на политическом значении обелисков, которые Октавиан переправил в Рим и приказал установить в своем разросшемся городе. Все, что изготовлялось в Италии, от мелких предметов роскоши до скульптур в египетском стиле, а также доставленные из Африки 300-тонные гранитные монументы различным образом выполняли функцию «сложных египетских образов».

В заключительной главе римские представления о Египте рассматриваются с учетом египетского искусства периода эллинизма, которое в Италии было не менее популярно, чем древнеегипетское искусство эпохи фараонов.

В целом предпринятую Суэтнем-Берланд попытку акцентировать внимание на итальянском художественном и ритуальном контексте, заимствовавшем египетский визуальный код, нельзя назвать радикально новой. Egypt in Italy — богатая фактами, глубокая, но не вполне убедительная книга. Отчасти это связано с нежеланием автора давать концептуальные объяснения своим весьма разнородным примерам. Впрочем, безусловное достоинство этой работы — увлекательный и подробный рассказ о выдающемся примере культурного заимствования.

Molly Swetnam-Burland. Egypt in Italy: Visions of Egypt in Roman Imperial Culture. Cambridge University Press. 261 с. £70 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+