Каталог выставки Русское деревянное — своего рода исследование исследований, даже в большей степени, чем сама выставка. Она проходила в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева с сентября прошлого года до февраля нынешнего и состояла в значительной части из хранящихся в запасниках материалов экспедиций, изучавших деревянную архитектуру, и результатов самоотверженной деятельности исследователей, таких как Петр Барановский и Александр Ополовников.
Фотографии, зарисовки, макеты, результаты обмеров — все это на выставке выглядит не слишком эффектно, зато в книге чрезвычайно выигрышно. От многих иллюстраций глаз не оторвать, настолько хороши и сами деревянные дома, церкви, усадьбы и дачи, и проекты неосуществленных или разрушенных построек. Исчезнувших зачастую вскоре после рождения, поскольку деревянными, как правило, были и временные сооружения — увеселительные и выставочные. Многие из них остались в истории архитектуры, но, к сожалению, только в документации. Однако, как пишет один из авторов каталога Ирина Чепкунова, «их нарочито гротескная и временная сущность помогла архитекторам найти новые выразительные архитектурные формы». Прежде всего эти слова относятся к павильону Константина Мельникова Махорка на парижской выставке 1925 года, хотя материалы и о менее известных «времянках» именитых советских архитекторов также впечатляют.
Поскольку временной отрезок Русского деревянного — шесть веков (первый том — XVI–XIX века, второй—XX век и наше время), то и взгляд из XXI столетия не смог охватить такой огромный период целиком, а фиксировался на нескольких магистральных темах. В том числе на описании исследований Русского Севера и его деревянной архитектуры в 1910–1930-х и в предвоенные годы, а также на создании музеев деревянного зодчества, которые оказались единственно возможным способом сохранения не только храмов, но и деревенских изб, сараев и бань. Мир русской усадьбы, деревянный ампир, в книге почти не отражен, зато модерн как национальный романтизм представлен во всем своем избыточном великолепии. Дерево в это время воплощало национальную идею в формах, буквально формировало ее. Еще одна тема — дачи как идеальное личное пространство. Дома советских архитекторов в известном подмосковном дачном поселке НИЛ представлены «как знак не прерывавшейся культурной традиции Абрамцевского кружка, творчества Ивана Ропета и Федора Шехтеля», для страны зодчие проектировали в другой традиции — имперской.
Заканчивается книга современными постройками из дерева, тоже загородными и личными. Они деревянные, но почти хай- тек. В дереве можно выразить любую идею, в том числе и русскую как европейскую.