Вокруг портретов: образовательная программа
К обменным выставкам подготовлена обширнейшая публичная программа, мероприятия которой пройдут в Лондоне и Москве, в том числе для музейных специалистов. В Третьяковской галерее все желающие смогут посетить лекции о роли женщины в Англии XVIII века, о географических и научных открытиях, о политических лидерах от Елизаветы до Виктории, об английском юморе и сатире, о шекспировском театре. В дополнение будут показывать фильмы в рамках кинопрограммы Шекспир и Ко: британская классика на отечественном киноэкране. Хитом обещает стать серия диалогов Культурное лидерство в современном мире. Об этом понятии, зародившемся в Великобритании, с начала мая по конец июня в Москве будут рассуждать британские и российские общественные и культурные деятели. Cогласие на участие в проекте дали спецпредставитель президента РФ по культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и режиссер Кирилл Серебренников.
«Мы выдали то, что никогда не покидало Третьяковской галереи»
Татьяна Карпова
Заместитель директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе, куратор выставки «От Елизаветы до Виктории»
Мы сразу решили, что рядовые выставки нам делать неинтересно, и, поскольку это первая выставка русского портрета в Национальной портретной галерее, постарались максимально ответить на запрос английских коллег. Мы выдали то, что либо редко, либо вообще никогда не покидало стен Третьяковской галереи. Это портрет Достоевского кисти Перова, портрет Ермоловой Серова и портрет Мамонтова, который написал Врубель. Отказывали мы в очень редких случаях. Например, не смогли предоставить портрет Толстого кисти Крамского, потому что он имеет надставку по периметру и мы его бережем. Взамен предложили портрет Толстого в кабинете, работы Ге. Другой его портрет, Герцена, отправился на выставку в специальном ящике для хрупких вещей: если присмотреться, на холсте можно увидеть трещину на красочном слое — считается, что она возникла во время тайной транспортировки портрета из Флоренции.
Мы с коллегами невольно сравниваем особенности русского и английского портрета и, безусловно, видим отличия. Возможно, и английский зритель отметит серьезность, глубину постижения психологии личности в русской портретной живописи, прямой диалог со зрителем — глаза в глаза, откровенность. Наш портрет связан со средневековой иконной традицией, его отличает серьезность интонации и более статичные, нежели в английском портрете, позы. Может быть, посетители выставки в Национальной портретной галерее, знакомые с литературой той эпохи, найдут еще и параллели с прозой Толстого, Тургенева, Достоевского, Чехова...
При работе над проектом какие-то вещи меня удивляли. Например, в состав экспозиции, что мы примем в Третьяковской галерее, включен портрет куртизанки Китти Фишер. Это отражает концепцию коллекции Национальной портретной галереи, где представлены портреты не только великих англичан, но и людей, дающих представление об обществе, в том числе авантюристов всех мастей и тех, кого мы сейчас называем селебрити.
Какой из русских портретов более всего полюбится в Англии, сейчас сказать трудно, потому что состав выставки хоть и невелик, но разнообразен. Возможно, кого-то поразит эффектная баронесса Варвара Икскуль фон Гильденбандт на портрете Репина, а кто-то полюбит естественность пленэрного портрета Летом. Домотканово, на которой Серов запечатлел свою супругу Ольгу Федоровну. Если выставки будут успешными, мы продолжим наше сотрудничество и покажем портрет ХХ века, отдельные главы портретной живописи наших школ, которые хронологически не вошли в нынешние выставки.
Национальная портретная галерея в Лондоне, из которой в апреле в Государственную Третьяковскую галерею привезли выставку из 49 избранных работ, всегда была примером для подражания, которому Россия, впрочем, так никогда и не последовала. Вроде бы на нее хотел равняться Павел Михайлович, заложивший одновременно с лондонской (то есть в 1856 году, отсюда и 160-летие обеих институций) основу нашей сокровищницы национального искусства с планируемым портретным разделом. О том, что у него получилось, могут судить лондонцы, которые с марта по июнь получили возможность увидеть Россию позапрошлого века, состоящую сплошь из писателей, композиторов, артистов и ученых, и задаться вопросом: а кто же во времена Герцена, Даля, Достоевского, Ермоловой, Стрепетовой, Толстого, Тургенева, Чайковского, Чехова и Шаляпина руководил такой огромной страной?
Попыткой создать всесословную портретную галерею нации, объединяющую властную элиту и властителей дум, можно посчитать выставку 2012 года в Государственном историческом музее, собранную из произведений, взятых на время у различных федеральных коллекций. Благие намерения нашего инициативного соотечественника, проживающего в Лондоне князя Никиты Лобанова-Ростовского, а также тогдашних российских премьера и министра культуры так ничем и не увенчались, даже обещанной интернет-версии портретной галереи России не получилось. Консенсус — ни государственно-идеологический, ни межмузейный — не был достигнут. Это в известной степени можно объяснить отсутствием у нас неидеологизированной истории страны. А как сейчас такую написать, кто знает? Известна шутка анонима (но до боли напоминающая афоризм Александра Герцена): «Россия — страна с непредсказуемым прошлым».
Между тем именно на консенсусе и была основана та, эталонная галерея в Лондоне. Ее инициатор граф Филип Генри Стэнхоуп и ее идеолог выходец из низов, ставший блистательным историком-писателем, Томас Карлейль, а также другие заинтересованные лица пришли к объединяющей идее: да будет музей истории Великобритании в портретах, цель которого — просвещение путем познания прошлого, главным принципом отбора пусть станет значимость того или иного персонажа, а не живописные качества его изображения (как тут не вспомнить слоган одной из Венецианских биеннале 2000-х годов — «больше этики, меньше эстетики»!). Культу героев истории, который исповедовал романтичный Карлейль, пришлось подвинуться. В галерею стали брать даже тех, кто «совершал огромные ошибки и просчеты, так как это иллюстрирует историю гражданского общества, церкви, литературы», — короче, чтобы ничего не замалчивать, ну и для назидания потомкам. Кстати, благодаря Карлейлю в галерею попал и «цареубийца» — голосовавший за казнь Карла I Оливер Кромвель (и тот, и другой, и третий — в экспозиции), о котором прежде помалкивали. Можно ли представить себе соседство в российской галерее, если бы она состоялась, Николая II с Лениным и Свердловым, а великого князя Сергея Александровича с бомбистом Каляевым?
«Нам интересен диалог между русскими фигурами и западными»
Розалинд П. Блэйксли
Доктор Кембриджского университета, сооснователь Центра русского искусства Кембридж — Курто, куратор выставки
Задумывая экспозицию, я хотела показать потрясающий период в русском искусстве — 50 лет до начала Первой мировой войны, все богатство в театре, литературе, музыке и, конечно, в живописи. И для этого я выбрала шедевры, которые Третьяковская галерея любезно согласилась предоставить на выставку в Лондон. При этом я не ограничилась портретами очень знаменитых на Западе фигур — Ивана Тургенева, Льва Толстого, Федора Достоевского, выбирала и намного менее известных. Алексей Писемский, например, замечательный писатель, писал очень интересные пьесы, но их почти никогда не ставили здесь. Так что мне хотелось бы расширить понимание западной публики и познакомить ее с писателями и композиторами, которых до этого они не знали.
Пока мы готовили выставку, я заново открыла для себя некоторые вещи. Например, скорость и точность Павла Третьякова, который заказывал художникам портреты. В этом смысле самый выдающийся пример — портрет Модеста Мусоргского, которого Илья Репин запечатлел в госпитале незадолго до смерти. Или же портрет Ивана Тургенева, который был заказан поехавшему в Париж Репину: сначала все шло хорошо, но результат и художника и писателя разочаровал. Для меня портрет показывает, что даже созданные в неблагоприятных условиях работы обладают собственной творческой силой.
У нас есть часть, посвященная меценатам. Хотелось представить самых главных, и в продолжение этой линии интересно было бы показать Девочку с персиками Валентина Серова, которую мы не получили — но, честно говоря, для меня важнее было представить портрет Саввы Мамонтова работы Михаила Врубеля. Нам интересен диалог между русскими фигурами и западными, поэтому мы открываем выставку портретом Павла Третьякова, а закрываем портретом Ивана Морозова, который собирал французскую живопись.
В британском подходе к портретам многое проистекает из британского же «духа законов» (если воспользоваться понятием Монтескье). Основа его — либерализм, то есть приоритет личных свобод, прав и инициатив перед властными императивами. В уважении прав личности англичане превзошли даже континентальные республики с их liberté, égalité, fraternité. На острове, хотя и почитали знатное происхождение, все же главным критерием полагали личные качества; в случае с претендентами на место в портретной галерее это принадлежность к self-made men, как, например, капитана Джеймса Кука, который был сыном батрака. А бывали и self-made women. И потому в лондонской галерее наряду с адмиралом Горацио Нельсоном можно увидеть изображение его любовницы, парвеню Эммы Гамильтон. Попробуйте пофантазировать и вообразить себе в российской портретной галерее балерину Матильду Кшесинскую рядом с сонмом ее обожателей — Николаем II и великими князьями. А Ленина бок о бок с Инессой Арманд? И сможет ли заменить у нас британскую «протофеминистку» века Просвещения Мэри Уолстонкрафт большевичка Александра Коллонтай?
Определяя значимость изображенного на портрете для истории в качестве приоритета, сменявшиеся попечители лондонской галереи, конечно, слегка рисовались. Ведь, помимо разных прочих, не слишком известных за пределами острова художников, «поставщиками» галереи были лучшие кисти Великобритании: Томас Гейнсборо, Томас Лоуренс, Джон Эверетт Миллес, Джошуа Рейнолдс, Джордж Ромни, Уильям Хогарт и многие другие мэтры. Наряду с ними лондонская галерея пополнялась работами иностранцев. А это фламандцы, голландцы, немцы и французы: Антонис Ван Дейк, Геррит ван Хонтхорст, Готфрид Неллер (кстати, он и нашего Петра I писал), Ганс Гольбейн Младший, Джеймс Тиссо и Жак-Эмиль Бланш... То есть исполнительский состав Национальной портретной галереи был и есть интернационален.
Третьяковская галерея, выступая с выездной выставкой, тоже несколько рисуется. Она старается показать Россию как «страну мечтателей, страну ученых». Может быть, стоило бы для исторической справедливости продемонстрировать и репинское Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, где запечатлен весь ареопаг империи? Возможно, британцы что-нибудь лучше бы поняли про нас? Но выставка третьяковская, а полотно принадлежит другому музею. Увы, опять нет консенсуса.
Фото предоставлены Государственной Третьяковской галереей, Национальной Портретной галереей (Лондон)