18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Законсервировать или музеефицировать?

Судьбу фрагмента стены Белого города XVI века, который был обнаружен археологами на Хохловской площади, москвичам предлагают решить с помощью интернет-голосования. Законсервировать исторический памятник или музеефицировать — с 12 апреля на портале «Активный гражданин» можно высказать свое мнение.

В 2007 году на Хохловской площади планировали построить развлекательный центр с подземной парковкой, вырыли огромный котлован, но в процессе работ археологи обнаружили часть белогородской стены, сохранившуюся с XVI века, и стройку пришлось отменить.

Стена Белого города создана по проекту зодчего Федора Коня, он же в свое время руководил возведением кремля в Смоленске. В Средние века это была самая протяженная крепостная стена в России. Его укрепления единственный раз стали рубежом обороны во время гражданской войны 1610–1612 годов. До конца XVIII века обветшавшую крепость разобрали на кирпичи, а по кольцу стен Белого города пролегло Бульварное кольцо.

Фрагмент стены на Хохловской площади на данный момент единственный, других пока не нашли. Неплохо сохранилось основание стены шириной 4,5 м — кладка прослеживалась на высоту от 60 см до 1,5 м. Уникальной находкой археологов в процессе расчистки поверхности забутовки фундаментной кладки стали белокаменные резные архитектурные детали, в частности два фрагмента восьмигранной белокаменной колонны.

Сейчас найденная часть стены накрыта пластиковым навесом, работы на площадке не ведутся, но кладка под воздействием выхлопных газов, осадков и перепадов температур постепенно разрушается. Некоторые специалисты предлагают снова засыпать находку землей, чтобы законсервировать ее для будущих поколений.

«В мировой археологической практике принято после завершения исследований раскрытый объект культурного наследия либо музеефицировать, либо провести его консервацию методом засыпки раскопа. По первоначальному проекту обнаруженные исторические кладки должны были находиться в подземном уровне паркинга под перекрытием в качестве музейного экспоната. В связи с отказом инвестора от этой площадки вопрос о музеефикации кладок XVI века остался открытым. Следовательно, для сохранения этого уникального объекта для будущего его необходимо законсервировать методом повторного погружения в грунт, как наиболее щадящим древние кладки», — отмечает археолог Константин Воронин.

Другие эксперты выступают за музеефикацию участка по примеру многих европейских стран и открытие доступа к средневековой стене для горожан.

«Самое главное — это в любом случае сохранить стену, поскольку внешняя среда негативно влияет на ее сохранность. Сейчас там открытое пространство, куда заливается вода, лужа там стоит фактически постоянно — это все приводит к разрушению. Непременно нужно законсервировать стену и произвести это с реставрационными изысканиями, сделать максимально профессионально, дабы не утратить то, что удалось обнаружить, а дальше уже смотреть на финансовые возможности. Если говорить про тот вариант, в котором предлагается засыпать котлован, то это тоже может привести к механическому повреждению, что несет угрозу для этого фрагмента. Это можно сделать, как в немецком Кельне, где в послевоенный период шло восстановление города и случайно были обнаружены античные руины, которые на достаточных площадях и улицах раскрыли, их музеефицировали, надев специальный стеклянный колпак. Достаточно, на мой взгляд, рациональный и экономичный способ, чтобы историческую находку сделать публичной», — считает москвовед, историк архитектуры, кандидат политических наук Денис Ромодин.

Дали слово и москвичам. Горожане могут выразить свое мнение на сайте или в мобильном приложении проекта «Активный гражданин».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+