18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

История повседневности в главах и QR-кодах

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) открывается новая постоянная экспозиция искусства XVIII — первой трети XIX века, подготовленная к 35-летию музея. История русской жизни развернется в собрании вещей — от петровского времени до бидермайера.

Изучение повседневности прошлых эпох — дело крайне увлекательное, особенно если найти подобающую форму показа произведений. В ВМДПНИ постарались сделать новую экспозицию не скучным собранием исторических достопримечательностей, но создать череду историй об укладе жизни на протяжении трех веков.

В разделе «Эпоха перемен» собраны вещи переходного периода, конца XVII — начала XVIII века, когда в правление Петра I произошел слом древнего жизненного уклада. Простейшим символом европеизации стали стулья, пришедшие на смену сундукам-ларцам, — и те и другие можно увидеть на выставке. В обиход вошли не только зеркала — на стенах в лучших домах появились «тканые картины», привезенные из Европы. Один из главных экспонатов — выполненная во Фландрии шпалера «Хождение по водам» — был отреставрирован в 2014 году силами двух музеев.

Новый виток изменения быта произошел в правление Елизаветы Петровны и Екатерины II. Новшества не только прижились в России, но и появилось собственное производство вещей, которые раньше можно было приобрести только за границей. Заработал Императорский фарфоровый завод, а также частный завод Гарднера, где были созданы знаменитые Орденские сервизы, предметы из которых представлены в залах. Со временем русский фарфор по изяществу и декору сравнялся с европейским. Достигло высокого уровня изготовление стекла, в чем можно убедиться, увидев люстру-фонарь того времени — тоже российского производства.

И конечно, быть культурным человеком в век Просвещения означало быть человеком играющим — в экспозиции представлены придворные столики для игры в шахматы и карты.

От эпохи ампира осталось огромное количество предметов роскоши, которые тешили имперское тщеславие. Фарфор, подсвечники, мебель — все щедро золотили. Формы предметов зачастую становились вычурными, по крайней мере замысловатыми. Часы «Минин и Пожарский», например, воспроизводили в миниатюре памятник Мартоса на Красной площади. Впрочем, пара кресел, выполненных по эскизам архитектора Осипа Бове, выглядят вполне строго.

В эпоху романтизма приватная жизнь «В комнатах» оказалась важнее великосветской. На первую половину XIX века пришелся мебельный бум, появились мебельные гарнитуры, создававшие цельные ансамбли в интерьере. Самые интересные объекты на выставке сопровождаются расширенными экспликациями и даже QR-кодами, благодаря которым обещают доступ к более подробной информации о предмете.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+