Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) открывается новая постоянная экспозиция искусства XVIII — первой трети XIX века, подготовленная к 35-летию музея. История русской жизни развернется в собрании вещей — от петровского времени до бидермайера.
Изучение повседневности прошлых эпох — дело крайне увлекательное, особенно если найти подобающую форму показа произведений. В ВМДПНИ постарались сделать новую экспозицию не скучным собранием исторических достопримечательностей, но создать череду историй об укладе жизни на протяжении трех веков.
В разделе «Эпоха перемен» собраны вещи переходного периода, конца XVII — начала XVIII века, когда в правление Петра I произошел слом древнего жизненного уклада. Простейшим символом европеизации стали стулья, пришедшие на смену сундукам-ларцам, — и те и другие можно увидеть на выставке. В обиход вошли не только зеркала — на стенах в лучших домах появились «тканые картины», привезенные из Европы. Один из главных экспонатов — выполненная во Фландрии шпалера «Хождение по водам» — был отреставрирован в 2014 году силами двух музеев.
Новый виток изменения быта произошел в правление Елизаветы Петровны и Екатерины II. Новшества не только прижились в России, но и появилось собственное производство вещей, которые раньше можно было приобрести только за границей. Заработал Императорский фарфоровый завод, а также частный завод Гарднера, где были созданы знаменитые Орденские сервизы, предметы из которых представлены в залах. Со временем русский фарфор по изяществу и декору сравнялся с европейским. Достигло высокого уровня изготовление стекла, в чем можно убедиться, увидев люстру-фонарь того времени — тоже российского производства.
И конечно, быть культурным человеком в век Просвещения означало быть человеком играющим — в экспозиции представлены придворные столики для игры в шахматы и карты.
От эпохи ампира осталось огромное количество предметов роскоши, которые тешили имперское тщеславие. Фарфор, подсвечники, мебель — все щедро золотили. Формы предметов зачастую становились вычурными, по крайней мере замысловатыми. Часы «Минин и Пожарский», например, воспроизводили в миниатюре памятник Мартоса на Красной площади. Впрочем, пара кресел, выполненных по эскизам архитектора Осипа Бове, выглядят вполне строго.
В эпоху романтизма приватная жизнь «В комнатах» оказалась важнее великосветской. На первую половину XIX века пришелся мебельный бум, появились мебельные гарнитуры, создававшие цельные ансамбли в интерьере. Самые интересные объекты на выставке сопровождаются расширенными экспликациями и даже QR-кодами, благодаря которым обещают доступ к более подробной информации о предмете.