Уильям Кентридж ко дню основания Рима, который традиционно отмечается 21 апреля (753 год до н.э.), завершил масштабную роспись «Триумфы и поражения» на стене набережной по правому берегу Тибра. Эта работа, изображающая процессию из более чем 80 персонажей от античности до наших дней, стала самой масштабной в творчестве южноафриканского художника.
Открытие фриза Кентридж и его давний соавтор композитор Филип Миллер отметили серией перформансов 21–22 апреля, в том числе представлением театра теней и выступлением более 40 музыкантов.
В число персонажей, изображения которых достигают 12-метровой высоты, вошли различные исторические фигуры, включая легендарных основателей города Ромула и Рема и Пьера Паоло Пазолини, режиссера и писателя, убитого неподалеку от Рима в 1975 году. «Мне неинтересно рассказывать историю Рима хронологически», — говорит Кентридж, вместо этого он предпочел «представить фрагменты, из которых зрители могут сами реконструировать историю».
Темные силуэты созданы из слоев концентрированной угольной пыли, нанесенных на светлые известняковые стены набережной при помощи гигантских пластиковых трафаретов и водометов; эту технику в мире стрит-арта называют «обратными граффити». К сожалению, они не сохранятся навеки — через три-пять лет то, что не смоют дожди, скроется под пылью и грязью.
Проект, реализованный при поддержке дилеров художника — Marian Goodman Gallery, Galleria Lia Rumma, Goodman Gallery, — готовился продолжительное время. Кристин Джонс, глава некоммерческой организации Tevereterno, выступающей за культурное возрождение набережной Тибра, предложила Кентриджу идею фриза более десяти лет назад. Как рассказал художник итальянскому новостному агентству Ansa, получить разрешение от муниципальных властей и региональных чиновников оказалось «по-настоящему колоссальной задачей».
Римские музеи не остаются в долгу перед Уильямом Кентриджем. В Римском музее современного искусства (MACRO) экспонируется более 80 его подготовительных работ к «Триумфам и поражениям», включая эскизы, сделанные древесным углем и впервые представленные в итальянском павильоне на Венецианской биеннале в прошлом году, ранее не выставлявшиеся рисунки чернилами и пастелью и фигуры театра теней (до 2 октября). Тем временем Национальный музей искусств XXI века (MAXXI) экспонирует все шесть работ Кентриджа из своей коллекции.