Символично, что выставка наивных художников проходит на бывшей Выставке достижений народного хозяйства. Они и правда народные художники, любимые как профессионалами, так и обычными зрителями. К тому же одна из первых выставок, открывших наивное искусство народу, От наивного искусства до кича, прошла 25 лет назад именно на ВДНХ. Теперь же около 200 произведений из коллекции Государственного музея-заповедника «Царицыно» собрали в павильоне «Карелия». Коллекция наивного искусства появилась в музее в 1990-е, когда на волне интереса ко всему неформатному наив начал собирать научный сотрудник музея Вадим Помещиков.
На нынешней выставке ее куратор Алексей Лебедев попытался систематизировать это несистемное искусство, выделив типичные для него темы. Любовь, родина, животные, герои, пространство, изобилие, праздник и даже советский миф — все мотивы отечественного наива разложены по полочкам. В работах примитивистов огромные рыбы с человечьими глазами бороздят моря, столы ломятся от диковинных яств, люди исключительно «добрые» и даже гении кажутся почти родными. Что бы ни изображал наивный художник, получается рай земной, не меньше. На полотнах Кати Медведевой выделывают заковыристые па балерины, которые, по словам художницы, «как и дети, похожи на ангелов небесных, только по земле ходят». В картинах Елены Волковой гуляют животные невиданной красы: тут и огнегривый лев, и вол, исполненный очей. Словом, рай до грехопадения. У Павла Леонова рай советский, режимный — оттого в его картинах все структурировано, всему свое место в священной государственной иерархии.
Помимо звезд наивного искусства, открытых в 1990-е, покажут и менее известных, но не менее самобытных авторов — всего их 70. Открытием выставки называют скульптуры псковского пастуха Василия Дмитриева. В названии выставки не зря разделены самодеятельные и наивные авторы. Споры о терминологии в отношении так называемого наивного искусства ведутся давно. Исследователь русского примитива Ксения Богемская писала, что наших художников следует относить к наивным с большой натяжкой. Ведь многие из них имели опыт тюремного заключения, бездомности или психиатрического лечения, что дает основания называть их, скорее, аутсайдерами. Действительно, у них часто довольно схожие биографии, не менее интересные, чем их картины. Часто такой самородок работает плотником или сапожником в глуши, а на досуге вырубает ангелоподобных чурбанчиков. Кто-то ищет свой путь всю жизнь, кто-то открывает талант в глубоко преклонном возрасте, как Баба Люба (Майкова), которая начала писать картины в 85 лет. Одни становятся участниками столичных выставок, продаются в галереях, и аутсайдерами их назвать можно с натяжкой, другие так и прозябают в безвестности. Терминология — вопрос темный, а радость от восприятия наивного искусства, как его ни назови, бесспорна.