На этой неделе верх берет голландское искусство: от голландских романтиков в Третьяковской галерее и голландского дизайна в Манеже до голландского фотографа, друга практически всех рок-звезд 1960-х Гисберта Ханекроота в Галерее им. братьев Люмьер и ретроспективы русско-голландского актуального художника Андрея Ройтера в Московском музее современного искусства (ММСИ).
На выставке «Больше чем романтизм. Русская и голландская живопись» впервые представлено нидерландское искусство эпохи романтизма в большом объеме. Всего в экспозиции участвует 52 работы голландских художников первой половины XIX века и их русских современников, среди которых Иван Айвазовский, Василий Тропинин, Орест Кипренский. Нидерландская часть выставки происходит из коллекции Джефа Радемакерса — самого крупного собрания голландской живописи XIX века, а также из старейшего в Нидерландах Музея Тейлера в Харлеме. Можно сравнить романтизм в двух странах.
Московский музей дизайна только что открыл выставку «Новая роскошь. Голландский дизайн в эпоху аскетизма». На ней можно познакомиться с современными трендами в посткризисном голландском обществе, где предпочтение отдается не дороговизне материалов и производства, а уникальности авторского приема и лаконичности. Многие из экспонатов созданы с помощью 3D-принтера, например цветы и голландские средневековые приборы — получилось ничуть не хуже оригиналов.
Центр фотографии им. братьев Люмьер проводит выставку голландского фотографа Гисберта Ханекроота, на которой в портретах подробно показана история музыки второй половины XX века. Он снимал таких музыкантов, как Мик Джаггер, Джон Леннон, Дэвид Боуи, Патти Смит. Многие из них были его друзьями, благодаря чему Ханекроот смог создать уникальные работы, зная звезд не по сообщениям таблоидов, а как обычных людей.
В Московском музее современного искусства проходит первая на родине выставка русско-голландского художника Андрея Ройтера «Открытый дом». В ней он воспроизводит атмосферу московского художественного объединения «Детский сад», одним из основателей которого был в 1980-х. В ММСИ воссоздана атмосфера свободы и творчества мастерской-проходной: произведения Ройтера беспорядочно расположены в пространстве. Более 70 работ, собранных для выставки по частным коллекциям, занимают все здание четырехэтажного музея, вместе составляя оригинальную ретроспективу художника.