18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

14 друзей Оушена: ирландская версия

№43
Материал из газеты

Банда, награбившая в британских музеях добра на £50 млн, до сих пор гуляет на свободе

В апреле в Королевском суде Бирмингема был вынесен приговор 14 участникам преступной группировки, похитившей произведения искусства из британских музеев и хранилищ аукционных домов на сумму более £50 млн. Многие из осужденных были членами ирландской банды Rathkeale Rovers (Братаны из Раткила) из одноименного города около Лимерика. Более половины их подельников все еще гуляют на свободе, поэтому полиция призывает музеи быть начеку.

Преступники были осуждены в ходе четырех независимых процессов в Бирмингеме, которые проходили в закрытом режиме, без участия прессы. Заседания начались в июле прошлого года и завершились 29 февраля. В течение последних нескольких лет банда особенно рьяно охотилась на рога носорога, которые они похищали из европейских коллекций.

Справка

Не обошлось без китайского консультанта

Прокурор Королевского суда Бирмингема считает, что главным консультантом банды был житель Южного Лондона китайского происхождения Чичун Дональд Вонг. По мнению обвинителей, Вонг, который был признан виновным в ноябре прошлого года, помогал преступникам, «давая советы, какие экспонаты лучше украсть с целью выручки и дальнейшей перепродажи». Участники банды 12 и 14 апреля 2012 года сходили в Музей Фицуильяма на разведку, а потом совершили кражу. Вонг вернулся из поездки в Гонконг 17 апреля и встретился с членами банды на следующий день. Обвинение считает, что они обсуждали, что делать с украденным нефритом.

В июне 2012 года Вонг совершил еще один визит в Гонконг и вернулся в Великобританию 29 июня. В тот же день агенты полиции, работавшие под прикрытием, вели наблюдение за женщиной, которая взяла у Вонга полиэтиленовый пакет из окна своего автомобиля. Следователи выдвинули версию, что в свертке «были деньги, которые покупатели передали за предметы, похищенные из Музея Фицуильяма».

На сегодня по-прежнему числятся пропавшими 18 нефритовых статуэток; скорее всего, они были переправлены в Китай для продажи на черном рынке.

Еще…

Из британских музеев больше всего от рук злоумышленников пострадали Музей Востока в Дареме и Музей Фицуильяма в Кембридже. Начальник уголовного розыска Эдриан Грин, возглавляющий следствие, оценивает общую стоимость украденных предметов в £57 млн — львиная доля их принадлежит кембриджскому музею.

Пятого апреля 2012 года члены банды, проникнув в музей в Дареме, украли резную нефритовую чашу (стоимостью £1–2 млн) и фарфоровую статуэтку (£150 тыс.).

Через неделю воры обчистили Музей Фицуильяма. Вечером 13 апреля грабители выпилили отверстие в ставнях и оконных решетках кембриджского музея и вынесли 18 нефритовых резных чаш и других декоративных предметов, датируемых XIV–XVIII веками. Вернуть их до сих пор не удалось.

За месяц до этого готовилось еще два дерзких ограбления в других городах Великобритании. Так, 13 марта 2012 года один из членов группировки отправился в город Оксфорд, чтобы, по словам обвинения, «провести рекогносцировку в ряде музеев, где хранились интересующие преступников экспонаты».

Двенадцать дней спустя его товарищи поехали в Глазго (Шотландия), по-видимому, на разведку в Музей Хантериан, Художественную галерею и музей Келвингроув и Коллекцию Баррелла. С одного из ноутбуков преступников в Интернет вводился запрос «коллекция нефрита музея Баррелла».

В материалах следствия говорится, что банда трижды грабила Музей Востока в Дареме, хотя в прессе сообщалось только о последнем инциденте, в апреле 2012 года.

Первая же попытка ограбления была предпринята днем 16 января 2012 года, когда музей был открыт для посещения. Эдвард Макканн разбил витрину и выкрал китайскую керамическую статуэтку китайской династии Мин. Сотрудникам музея удалось задержать преступника и передать его в руки полиции, экспонат вернули на место.

Власти решили не сообщать о попытке ограбления прессе, что было ошибкой, сообщил в интервью The Art Newspaper сотрудник службы безопасности музея. По его словам, даже о неудавшихся кражах следует ставить в известность журналистов и гражданское общество, так как это повышает бдительность других музеев. «Грабители, музей и полиция в курсе, но боятся рассказать об этом — вот почему о подобных инцидентах зачастую умалчивают», — считает он.

Еще об одном проникновении в музей Дарема узнали 2 февраля 2012 года: только тогда сотрудники обнаружили, что исчезла чаша из рога носорога, хотя ее украли еще в ноябре. Опять же, прессе о случившемся не сообщили, поэтому антиквары ничего не знали о похищении, а чашу в итоге так и не вернули.

Следующее ограбление произошло 5 апреля 2012 года: Ли Уайлдмен и Адриан Стэнтон пробили кирпичную стену музея, проникли внутрь и взломали две витрины. Их добычей стали две китайские реликвии, которые они зарыли на пустыре на окраине города. Полиция нашла украденные экспонаты только через восемь дней.

Музей Востока находится в ведении Университета Дарема. Проректор Дэвид Каулинг говорит, что благодарен полиции за расследование дел. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+