До начала июля в Роттердаме проходит 7-я архитектурная биеннале IABR — международный двухмесячный интеллектуальный марафон, где ведущие теоретики и практики архитектуры обсуждают глобальные проблемы урбанистики и ее роль в развитии человечества. Нынешний выпуск биеннале имеет девиз Next Economy, то есть «Будущая экономика», который был предложен куратором Мартеном Хаером, ведущим голландским экспертом в области окружающей среды, профессором урбанистики Утрехтского университета.
Биеннале, задуманная в 2001 году Аароном Бетски, одним из главных архитектурных теоретиков современности, позиционируется как событие для профессионалов, однако любой желающий, купив билет, может включиться в дискуссии и вникнуть в представленные 60 участниками из разных стран проекты. И, что важно, «на натуре» познакомиться с новинками современной архитектуры в самом городе.
Роттердамскую биеннале часто аттестуют как антипод Архитектурной биеннале в Венеции, все более тяготеющей к зрелищности, к эффектным инсталляциям. В самом деле, IABR очень компактна, вся экспозиция располагается в здании бывших кофейных складов, напоминающем о колониальном прошлом Голландии. Но, в отличие от Венеции, города-памятника, Роттердам сам по себе может служить первоклассным наглядным пособием, выставкой достижений современной архитектуры.
Само имя «Роттердам» заключает намек на инженерное сооружение — дамбу на реке Роттер, притоке Мааса, возведенную еще в 1270 году. Во Вторую мировую войну 14 мая 1940 года на центр города немецкими бомбардировщиками было сброшено почти 100 т бомб, и от исторической застройки сохранились лишь фрагменты. Об этой трагедии напоминает знаменитый памятник 1951 года «Разрушенный город» Осипа Цадкина. Вообще в Роттердаме множество выдающейся городской скульптуры — от «Шагающего человека» Огюста Родена, работ Александра Архипенко, Наума Габо и мозаик Пабло Пикассо до отлитого в бронзе символа консюмеризма, гигантского «Санта-Клауса» (2001) американца Пола Маккарти.
В городе есть и свой музейный квартал, ныне переживающий очередную реконструкцию. Его ядро — один из старейших в Голландии Художественный музей Бойманса — ван Бенингена, основанный в 1849 году. Помимо отличной коллекции старых мастеров, музей не стесняется выставлять и свои ошибки (купленную когда-то под видом Яна Вермеера всемирно знаменитую подделку Хана ван Меегерена «Христос в Эммаусе»), и активно работает с современным искусством. Так, в одном из залов со старой живописью поселился силиконовый человечек Маурицио Каттелана.
Рядом с музеем — специализирующийся на моде и дизайне Новый институт, в состав которого входит и чисто архитектурный экспонат — модернистская вилла-музей «Дом Сонневельда» (1933), сохранившая аутентичную планировку и обстановку нидерландского функционализма, вплоть до штор и посуды.
Из примечательных построек самого последнего времени нельзя не упомянуть новый железнодорожный вокзал (2014); его металлическая крыша, оснащенная солнечными батареями, экспрессивным блестящим клином направлена в центр города. Вокзал может похвастать гигантским 40-метровым экраном для видео и гордится дизайном масштабнейшего паркинга, рассчитанного на 5,2 тыс. велосипедов. «Новой Сикстинской капеллой» в гидах беззастенчиво называют здание городского рынка (2014) архитекторов из MVRDV. В цилиндрической кровле рынка в форме подковы размещены жилые квартиры. Но главное чудо этого сооружения — занимающие около 10 тыс. кв. м «росписи» свода, выполненные в современной цифровой технологии. Художник Арно Кунен вместе с командой дизайнеров придал старинному сюжету «Рога изобилия» невиданный масштаб и пугающую натуралистичность: на головы ошарашенных покупателей будто валятся с неба циклопические фрукты, цветы и прочая снедь.
Район Од-Зюйд, где расположена экспозиция биеннале, также достоин изучения как пример современного ансамбля, выстроенного самыми звездными архитекторами. Стрелка, выходящая в широкое устье Мааса, образованная прорытым в XIX веке каналом и самой рекой, где традиционно располагался терминал для круизных океанских лайнеров, сочетает фрагменты старой застройки, новейшие небоскребы, футуристическую станцию метро, киноконцертный зал и ставший знаковым для Роттердама вантовый мост Эразм (1996), названный в честь Эразма Роттердамского (за необычный изгиб белой вертикали его также прозвали Лебедем). Рядом — «падающая» башня (2000) Ренцо Пьяно, «подпертая», как забор в деревне, металлической палкой. Любопытно, что наклон этого офисного здания, один из фасадов которого превращен в огромный экран, в точности повторяет наклон Пизанской башни — шесть градусов. В двух шагах от него находится Мировой портовый центр (2000) — пассажирский терминал авторства сэра Нормана Фостера. Но первую скрипку во всех смыслах тут играет Рем Колхас, один из главных архитекторов Голландии и всего мира. По его проекту построен целый «вертикальный город» — тройной небоскреб «Де Роттердам» (2013), названный в честь океанского судна, курсировавшего в Нью-Йорк. Вишенкой в этом ансамбле служит инсталляция Джеффа Уолла «Склад потерянного багажа» (2001), действительно представляющая собой отлитые в металле чемоданы и баулы.
Неудивительно, что в программе биеннале по выходным предлагаются экскурсии по этому району и бывшему злачному портовому местечку Каттендрехт, связанному с ним оригинальным пешеходным мостом, где находится сама экспозиция. И что интересно, с участием местных жителей. Более того, некоторые базирующиеся в Роттердаме архитекторы готовы даже разделить с посетителями биеннале свой кров и постель, за умеренную плату — эта опция носит название «Проснуться в архитектуре». Таким образом, компенсируется аскетизм самой выставки, напоминающей большую бильярдную, где расставлены столы с низко нависающими над ними лампами. А на столах — собственно проекты, макеты, графики. Тут и виллы в Шанхае, и карта мест произрастания и производства вегетарианской еды, и проект по превращению городских трущоб в оазисы с лозунгами «Вдохни свежий запах цветов в секретном саду!», «Тишина и покой вместо жары, шума кондиционеров и вони помоек». Зона, где обсуждаются альтернативные источники энергии, осенена лопастями настоящей ветряной мельницы. Прогнозы увеличения числа поклонников здорового образа жизни проиллюстрированы игрушечным настольным футболом.
Притом что программа лекций, обсуждения и сами проекты касаются глобальных тем: например, как создать правильные пространства для приема беженцев из неблагополучных стран «Дом вдали от дома», что делать с Африкой, каков потенциал Северного моря, — организаторы не забывают и о конкретном человеческом измерении архитектуры. Так, среди мероприятий запланирована целая серия выступлений в жанре «поделитесь личным опытом». И там можно обнаружить довольно экзотические истории. Например, молодой архитектор и по совместительству циркачка расскажет, чем цирк может помочь комфортной городской среде и почему трапеция на главной площади — это не нонсенс. Интригующе выглядит и лекция «киосколога» — есть такая наука! — о роли киосков, палаток и лотков в современной городской жизни, об их «анархистской эстетике» и многих других нюансах, связанных с этой малой формой. Желающих проникнуться идеями на практике приглашают на велосипедную экскурсию по киоскам Роттердама.
Все подробности можно узнать на сайте роттердамской биеннале архитектуры IABR.